Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс"
Описание и краткое содержание "Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс" читать бесплатно онлайн.
Это сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги. Оно использует разные направления йоги – хатха-йогу, бхакти йогу, джняна йогу и крийя-йогу, предлагая выверенную многолетней практикой последовательную систему освоения йогического мастерства, наиболее эффективную и безопасную. При этом особый акцент делается на практике и применении йоги в повседневной жизни. Это полное изложение древнего учения крийя-йоги, строящееся таким образом, чтобы максимально подробно знакомить читателя с различными практиками, постепенно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника. Этот курс нацелен на развитие у практикующего состояния совершенного телесного здоровья, покоя ума и психологической устойчивости, совершенной интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания и осознанности и будет полезен для людей, занимающихся йогой, любого уровня подготовки. В настоящий том вошла подготовительная часть курса.
Если вы уже освоили ранее предложенное соотношение продолжительностей вдоха, задержки дыхания, выдоха, следующего вдоха, задержки и выдоха, равное 1:4:2:1:4:2, то переходите к следующему соотношению – 1:6:4:1:6:4.
Не при каких обстоятельствах не перенапрягайтесь. Если вы не способны без напряжения справиться с предложенными нами соотношениями, оставайтесь на той стадии, которая соответствует вашим индивидуальным возможностям.
Тема 6
Мудры. Бхучари мудра
Бхучари мудра похожа на агочари и шамбхави мудры, и все они представляют собой прекрасные формы тратаки(1). Агочари и шамбхави мудры часто объединяют с другими техниками йоги или выполняют в качестве самостоятельных элементов программы практики йоги. С другой стороны, хотя бхучари мудра может входить в вашу ежедневную программу, ее легко делать и в повседневной жизни. Ее можно делать так, что другие люди не догадаются, что вы занимаетесь йогой.
Это прекрасная простая, но эффективная практика, и если заниматься ею достаточно длительное время и с осознанием, она приводит к спокойствию и сосредоточению ума.
ОпределениеСлово бху означает «земля», и чари означает «движение» или «проживание». Поэтому мы не будем пытаться дословно перевести название этой практики. Мы предпочитаем называть ее «взглядом в ничто».
ПозаЭту мудру можно выполнять в любом положении и почти в любом месте. Её можно делать стоя, сидя, лёжа – как вам заблагорассудится. Вы можете заниматься, уединившись у себя дома, либо на работе или во время активного отдыха, как вам удобнее. Однако если вы занимаетесь дома и в сидячем положении, лучше всего повернуться лицом к пустой стене. Это гарантирует, что в поле зрения не будет объектов, отвлекающих ваше внимание от практики. Это не обязательно, но желательно.
Предварительная процедура для начинающихДержите глаза открытыми.
Поднимите правую руку на уровень лица.
Ладонь должна быть выпрямлена и обращена вниз; пальцы следует свести вместе.
Подведите руку к лицу, чтобы боковая сторона большого пальца касалась верхушки верхней губы. Локоть следует направить в сторону от себя. Сфокусируйте глаза на кончике мизинца, который будет наиболее удаленной от глаз точкой вашей руки. Пристально смотрите на мизинец в течение минуты или около того, если возможно, не моргая.
Если возникают посторонние мысли, не препятствуйте этому, но одновременно старайтесь постоянно сохранять осознание кончика мизинца.
Через минуту, или около того, уберите руку, но продолжайте смотреть в то место, где находился мизинец.
Техника выполненияНачинающим следует выполнять описанную выше процедуру. Когда вы освоите её, то можете начинать делать бхучари мудру без всякой предварительной подготовки. Пристально рассматривайте пустоту перед своим лицом (где в предварительной процедуре находился мизинец).
Пусть вас полностью поглотит ничто – пустое пространство. Если возникнут посторонние мысли, осознавайте их, но в то же время продолжайте осознавать ничто. Даже если перед вашими глазами что-то происходит, не фокусируйтесь на этом. На самом деле, если вы полностью осознаёте ничто, то не заметите происходящего; даже если ваши глаза будут видеть внешние события, этот факт не будет регистрироваться в сознательном восприятии.
Всё, что вы можете видеть и осознаёте – это ничто; такова цель практики.
Это приведет к спокойствию, интроспекции и сосредоточенности ума.
Продолжайте практику столько, сколько вам позволяют время и обстоятельства (например, во время поездки в автобусе, но только не пропустите свою остановку).
Где и когда заниматьсяПрактически в любое время и в любом месте. При необходимости, эту мудру можно делать перед медитативными техниками, хотя она сама, по существу, является такой техникой.
Поначалу эта простая практика оказывается довольно трудной, поскольку есть так много внешних факторов, отвлекающих внимание в других направлениях. Как и в случае любой другой техники йоги, успех приходит по мере регулярных занятий.
Благотворное действиеТакое же, как описано ранее для агочари мудры и шамбхави мудры(1).
Тема 7
Медитация. Тратака (этап 3)
Основной целью двух предыдущих этапов тратаки было сосредоточение внимания на внешнем объекте, а затем на возникающем послеобразе(1). Третий этап тратаки, который мы вскоре опишем, – это чисто внутренняя антар тратака, которая представляет собой более сложную технику. Её можно выполнять после второго этапа, либо в качестве самостоятельной практики. Однако следует указать, что от практики, скорее всего, будет мало пользы, если вы ещё не научились по желанию создавать и воспринимать отчетливый внутренний образ. Это можно делать как с помощью его внешнего материального прототипа, так и без него. Чтобы помочь читателю определиться, практиковать ли ему внутреннюю тратаку в отдельности, мы предлагаем следующие критерии:
1. Если вы не можете представлять себе и удерживать перед внутренним взором отчётливый образ, то вам следует продолжать выполнять первый и второй этапы тратаки.
2. Если вы способны удерживать отчётливый внутренний образ внешнего объекта, или, быть может, даже создавать внутренний образ по желанию, мы советуем вам перейти от второго этапа к третьему.
3. Если у вас достаточно свободного времени для занятий, вы можете выполнять и второй, и третий этапы один за другим.
Важно не пытаться выполнять этап 3, не выработав способности сосредоточивать свое осознание на отчетливом послеобразе. Если у вас смутный послеобраз, либо его вовсе нет, и вы пробуете делать третий этап тратаки, то вы либо заснете, либо погрузитесь в обычную игру мыслей. В обоих случаях вы ничего не получите, а фактически даже потеряете, поскольку зря потратите драгоценное время. Поэтому будьте благоразумны и выбирайте практику, которая наиболее подходит для вашего уровня умения.
Тратака – этап 3В этом варианте тратаки внимание сосредоточивается только на внутреннем образе. Он труднее, чем чисто внешняя тратака или сочетание внешней и внутренней тратаки(1).
Выбор образаЭто должен быть тот же самый образ, который вы уже выбрали в качестве внешнего объекта для первого и второго этапов тратаки. Если вас устраивает зрительное представление пламени свечи, то используйте его и в дальнейшем. Если вас привлекает символ АУМ, то используйте его в качестве своего внутреннего образа. Важно, чтобы вы могли без особого труда зрительно представлять себе выбранный объект.
Положение межбровного центраВ ходе практики требуется зрительно представлять себе внутренний образ и проецировать его в точку между бровями, что гораздо легче делать, если в этом месте у вас будет какое-нибудь ощущение на коже. Чтобы добиться такого результата, непосредственно перед началом практики оближите палец и коснитесь им точки между бровями. Это поможет вам первоначально определить правильное место. Однако, хотя этот метод и помогает, но вода быстро испаряется. По этой причине гораздо лучше использовать немного ртутной, ментоловой, камфорной или тигровой мази, которые будут создавать ясное ощущение в точке между бровями, сохраняющееся на протяжении всей практики. Если вы способны предложить какую-то лучшую альтернативу, то воспользуйтесь ей.
Разумеется, если вы можете легко фиксировать положение межбровного центра, то вам нет нужды использовать какие-либо средства для создания в этой точке легкого давления или другого ощущения.
Техника выполненияВ этом описании мы будем использовать в качестве внутреннего образа пламя свечи. Техника подразделяется на четыре стадии. Не переходите к следующей стадии до тех пор, пока полностью не освоите предыдущую.
Стадия 1: подготовка
Прежде всего, сядьте в удобную позу.
Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики.
Выполняйте кайя стхаирьям(2).
Полностью осознавайте неподвижность всего тела.
Почувствуйте, что тело неподвижно и покоится на земле; фактически, оно – часть земли.
В течение нескольких минут продолжайте выполнять кайя стхаирьям.
Начните осознавать межбровный центр (или бхрумадхья). Не прилагая чрезмерных усилий, сосредоточьте своё внимание на ощущении кожи в точке между бровями. Постарайтесь не думать ни о чём, кроме точки между бровями.
Продолжайте действовать в том же духе в течение нескольких минут до тех пор, пока не будете чувствовать ясное ощущение в этой точке. Затем переходите ко второй стадии.
Стадия 2: внутреннее зрительное представление
Попытайтесь зрительно представить себе пламя свечи в точке между бровями.
Поначалу большинству людей трудно видеть только пламя свечи; в этом случае следует воспользоваться методом, приведенным в конце этого описания, или любым другим методом, который поможет создать отчётливый внутренний образ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс"
Книги похожие на "Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс"
Отзывы читателей о книге "Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс", комментарии и мнения людей о произведении.