Авторские права

Николай Непомнящий - Крик мамонта

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Непомнящий - Крик мамонта" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Общество по изучению тайн и загадок земли, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Непомнящий - Крик мамонта
Рейтинг:
Название:
Крик мамонта
Издательство:
Общество по изучению тайн и загадок земли
Год:
1991
ISBN:
5-86422-070-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крик мамонта"

Описание и краткое содержание "Крик мамонта" читать бесплатно онлайн.



Человеку всегда была присуща тяга к неведомому. Быть может именно это стремление узнать – а что там, за рекой, за лесом, за морем позвало в путь первых мигрантов-путешественников, заселивших мало-помалу просторы древней Ойкумены. Мир оказался удивительно интересен, и мы до сих пор не можем разобраться в том сложном многообразии тайн? которые уготовила нам природа.

В данном сборнике собраны очень разные истории. Но их авторов объединяет одно – стремление приоткрыть завесу неведомого над вековыми загадками человечества, сделать еще один небольшой шаг в загадочный мир, медленно открывающийся перед нами.






Благодаря развитому мореходству и удачному географическому положению Крит испытал воздействие других ^ цивилизаций. Как и у шумеров, страной правил вождь– . жрец. Под его руководством строили здания с куполообразными сводами, которые считают копиями ливийских сооружений. Возможно, из Ливии критяне заимствовали ; и некоторые похоронные обряды. Не мог не оказать вли– ^ яние на Крит и Египет, находящийся от него всего в нескольких сотнях километров… .

Все эти размышления А. Брея ведут к тому, что в кар– ^ тине на скале есть еще и древнеегипетские черты. Напри– ; :!

мер, он обращает внимание на ленту и бретельки на плечах, унизанные бусинками. И на фигуру человека с головой крокодила и с рогам?. И на зазубренный кол, который несет фигура, следующая за Дамой. «Крокодилочеловек» наводит ни более глубокие размышления, чем чисто внешние элементы сходства– одежда и оружие. В Древнем Египте он участвовал восновной части таинств, церемоний религиозного характера. Среди сопровождающих Даму «крокодилочеловек» – третья главная фигура. Для египтян он символизировал монстра на службе у Сета, бога зла и дальних стран, и культ его дошел до римских времен. В Египте его изображали обычно в двух цветах – черном и золотистом, он нес рога антилопы и пальмовую ветвь. И на нашем наскальном рисунке предплечья у «крокодилочеловека» черные, бедра желтые, а в руках он несет какие-то ветки…

Надписи в храмах рассказали, что жрецы бога солнца Ра совершали священнодействие, чтобы побороть крокодила. Для этой церемонии пресмыкающихся убивали и сжигали три раза в день. На рисунках отчетливо видны процессии жрецов-' 'гарпунеров", идущих на борьбу с Сетом. «Гарпунерами» их назвали потому, что они несут длинные предметы, похожие на гарпуны. Две богини с головами львиц направили вверх металлические копья. На одном из папирусов видна богиня с головой пресмыкающегося, тоже с острым предметом в руке. В этих деталях А. Брей усмотрел сходство с художественным ансамблем Белой Дамы.

Итак, люди и боги шли на борьбу против Сета с оружием типа гарпуна. Фигура сзади Дамы несет в руке странное оружие с треугольными зазубринами. Оно вполне может быть гар^пуном или длинным шестом, видным на многих египетских украшениях; его несут различные божества, зазубрины на нем означают годы жизни человека.

В последнее время Белую Даму стали все чаще и не без основания сравнивать с критской богиней Дианой. В «Золотом осле» Апулея есть такие строчки: "Единую владычицу, чтит меня под разнообразными видами вся Вселенная… Критские стрелки называют Дианой Диктинской… а богатые древней ученостью египтяне почитают меня как должно, называя меня настоящим именем – царственной Исидой ". На наскальном изображении рядом с Дамой можно видеть меднокожих лучников, и вполне вероятно, что Диана могла нести цветок, как это делает Дама, ведь в Египте был обычай класть цветок лотоса на алтарь богов. Эти мотивы прослеживаются в финикийском искусстве.

Однако если рисунок действительно изображает таинственную процессию, то почему она нарисована на скале в гроте, ще ее могут увидеть все? Но это можно понять. Диодор Сицилийский сообщает во "Всемирной истории^: «В Кноссе был закон^ по которому все таинства должны были быть видны всем и вещи, которые обычно сокрыты в тайне, должны были быть на всеобщем обозрении…»

Что можно добавить к этому? Пока всего несколько дополнительных предположений ученых. Если Дама – это Исида или Диана, то фигура позади нее может быть Осирисом, ее супругом. Юноша перед Дамой несет в руке миниатюрный лук. Участники процессий в Древнем Египте тоже несли луки, и их неизменно сопровождали журавли и аисты. На фреске в гроте есть и те и другие…

Несмотря на то, что другие фигуры лишь немного меньше Дамы^ она – в цейтре внимания. Такое «внимание» к ней, по мнению А. Брея, предполагает возможность портрета. Он считает, что картина – результат творчества художника, испытавшего на себе различные влияния (чего не скажешь о местной живописи, в большинстве случаев свободной от них). Значительное расстояние отделяет грот Дамы от девятнадцати других центров наскальной живописи этого района. Это свидетельствует о том, что мастер обособился, возможно не желая, чтобы ему мешали.

Мы ничего до сих пор не знаем о критских плаваниях в сторону южноафриканских берегов: черные невольники и скорлупа яиц страуса еще не доказательство дальних плаваний, однако благодаря морским течениям корабли могли свободно доплыть до земель, расположенных к югу от Замбези, а для более крепких судов было возможно дойти по Сомалийскому течению и до мыса Доброй Надежды.

Если это так, то местные жители мосли войти в-контакт с выходцами из Средиземноморья. Вполне вероятно, что в эти смелые плавания мореходы брали с собой девушек– ? «матадоров» из Кносса. Высаживаясь на берег, мореходы? довольные тем, что плавание складываете^ удачно, исполняли культовый танец, который и был изображен местным 3 художником. Уолфиш-Бей средиземйоморцы могли облю– ^ бовать как гавань. Древние кострища жителей найдены .? здесь у самой воды, так что пришельцам не надо было j ходить далеко за продовольствием. 1

Было бы заблуждением думать, что А. Брей остался д одинок в своей попытке провести такие смелые параллели. 1 Его поддержали многие другие ученые, поддержали и раз– ; вили дальше теорию появления рисунков в гроте. Вспом– ^ нили древний торговый путь от Нижнего Нила по дорогам ^ к западу от цепи Великих африканских озер на юг, память ^

о которых и сейчас хранят народы Уганды и Зимбабве. Североафриканские черты некоторых фрагментов ансамбля наводят на мысль, что какие-то североафриканцы, а не сами еншпше или критяне могли перенести на юг образчик древней культуры Средиземноморья, дополняв его элементами своей культуры.

Итак, мы познакомились с основными аргументами в пользу чужеземного происхождения наскального ансамбля Белой Дамы.

Однако изучение местной наскальной живописи продвигается очень быстро, и есть версия местного происхождения Дамы. Она не менее оригинальна.

И у самого А. Брея, и в трудах его последователей проскальзывают мысли о местных аналогиях: «В большинстве случаев у них шлемы и оружие типа, которого нет в Южной Африке, кроме района озера Ньяса и Северной Родезии» (Замбии; А. Брей); «Это поздний стиль изображения человеческих фигур, который наряду с Древним Египтом и Вавилоном широко представлен в Родезии» (Л. Фробениус). Подмечен также обычай критян и египтян изображать оба глаза даже в профильных фигурах, однако не так, как на рисунке из Брандберга. У фигуры, предшествующей «крокодилочеловеку», глаза изображены особым способом, неизвестным еще древним критянам и появившимся лишь в III веке до нашей эры на греческих вазах. Левая нога ч°рного человека под зеброй видна в уменьшении, как бы удалена в пространстве, то есть использован прием, незнакомый Европе до III века до нашей эры и распространившийся в основном в средневековье. В местной бушменской живописи все эти явления часты, даже избыточны. Ж. Маке, книга которого «Цивилизации Африки южнее Сахары» была переведена у нас в 1974 году? напоминает, что белый цвет считается ритуальным у многих народов банту и что «экзотические» предметы могут с успехом принадлежать местным культурам. «Шлемы» воинов, сопровождающих Даму, могут быть прическами или головными уборами предков гереро или овамбо. Этнографы повнимательнее присмотрелись и к лукам, нарисованным в гроте, и обнаружили подобные у матабеле, да и вообще у многих народов банту…

Может быть, разгадку действительно дают южноафриканские и прежде всего североафриканские наскальные рисунки? Сейчас в Брандберге живет народ горные дамара? в образе их жизни много североафриканских черт. Мы уже упоминали о продолжительном пути с севера на юг Африки – именно он приковал внимание исследователей. Происхождение горных дамара пока неясно, однако су-

ществует мнение, что они вместе с готтентотами и банту пришли из районов Верхнего Нила. Делались даже попытки сравнить их язык с древнеегипетским, и, надо сказать, не без результатов. Может быть, именно их приход в Южную Африку был запечатлен местным художником? Пути следования африканских народов на юг постепенно проясняются. Этнограф К. Кук сравнивал район изображения фигур со стеатопигией (утолщение ягодицы) и изображения курдючной овцы (разводимой только протоготтентотами) с расположением мест, наиболее пригодных для жизни этих племен. При наложении карт районы совпадали. Стал вырисовываться путь какого-то народа с севера вдоль Великих озер. Точных дат нет, племена приходили волнами. Единственным пока точным свидетельством этого «марша» остаются хадзапи, потомки древнего коренного населения, которые отстали от основной волны мигрантов на полпути с севера на юг-в Танзании.

А может быть все обстояло гораздо сложнее? Вот третий, пока последний предложенный учеными вариант разгадки тайны Белой Дамы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крик мамонта"

Книги похожие на "Крик мамонта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Непомнящий

Николай Непомнящий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Непомнящий - Крик мамонта"

Отзывы читателей о книге "Крик мамонта", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.