Евгений Коковин - Морская школа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Морская школа"
Описание и краткое содержание "Морская школа" читать бесплатно онлайн.
– Осокин нас опередил, – сказал я Илько.
Илько продолжал сосредоточенно работать и ничего не ответил.
«Нужно торопиться», – подумал я. Мельчайшие, словно пыль, серые опилки чугуна сыпались из-под сверла на губки тисков. Рукоятка проворачивалась с трудом.
Когда, по моим расчетам, сверло уже должно было выйти с обратной стороны плитки, неожиданно что-то хрустнуло. У меня помутилось в глазах. Отдернув дрель, я увидел кончик сверла, торчащий в плитке. Другой кончик оставался в дрели. Сломал!
Я положил дрель на верстак и огляделся. Все ребята работали, мастера поблизости не было. Кажется, никто не заметил этого неприятного происшествия.
Но что же делать? Не следовало торопиться и сильно нажимать на дрель. Если бы где-нибудь достать сверло такого же размера!
Я попытался вытащить обломок сверла из плитки, но тщетно. Стальной стерженек со спиральными вырезами словно врос в чугун. В этот момент к моим тискам подошел Илько. Он хотел что-то спросить, но заметил поломанное сверло и встревоженно взглянул на меня:
– Сломал?
– Ну да, только молчи. Попадет мне теперь! Что делать?
– Не горюй, Дима, – участливо заметил Илько. – Давай скажем Косте.
Мы позвали Костю на совещание. Но чем он мог мне помочь? Костя наморщил лоб, ничего не придумал и сказал:
– Нужно показать мастеру.
– Заругается.
– Верно, – подтвердил Илько, – покажи мастеру. Ведь не нарочно же ты сломал! Иди, Дима, не бойся. Хочешь, я с тобой пойду?
– Нет, лучше я один.
С душевным трепетом и дрожью в коленях подошел я к конторке, где сидел Василий Кондратьевич.
В дверях я столкнулся с Гришей Осокиным. Он был сумрачен и не сказал мне ни слова.
– Василий Кондратьевич, – боязливо начал я, едва переступив порог, – у меня несчастье случилось…
– Что такое? – Мастер отодвинул журнал посещаемости, который он заполнял.
– Вот видите… сверло сломалось…
Я подал ему плитку с застрявшим кончиком сверла. Мастер осмотрел обломок и сказал:
– Пленка, с трещинкой сверло было. А ты перепугался небось?
– Перепугался, – признался я.
– Ты тут не виноват. С браком сверло было. Вот возьми другое, только осторожнее сверли, равномерно и не пережимай. И хороший инструмент нарушить можно, если без осторожности.
Мастер зажал мою плитку в маленькие тиски, достал какую-то рогульку и без особого труда вывернул из плитки обломок.
С чувством облегчения вернулся я к своим тискам и торжественно показал Косте и Илько новое сверло.
– А Гриша все снова сверлит, – сообщил Костя. – Мастер здорово рассердился на него.
Секрет быстрой сверловки Гриши раскрылся очень просто. Мастер взглянул в отверстие плитки на свет и строго спросил:
– Где сверлил? На каком станке?
Гриша начал было уверять, что все отверстия он просверлил сам ручной дрелью.
Мастер посмотрел на него долгим укоризненным взглядом:
– Тут просверлено на станке, по отверстию видно. Ты что же, Осокин, сюда пришел учиться или обманом заниматься?
Гриша не выдержал и во всем сознался.
Оказывается, накануне вечером он положил плитку в карман и унес ее домой. Утром, пока мы были в школе на уроках, Гришин брат, работавший в механическом цехе лесопильного завода, за несколько минут просверлил в плитке десять отверстий на сверлильном станке. В перерыв он передал плитку Грише.
Оказывается, это же самое Осокин предлагал сделать и Илько. Однако Илько честно отказался. «Я сам просверлю, – сказал он. – Мне научиться надо. И тебе не нужно делать на станке, это неверно». Но Гриша не стал слушать Илько.
Перед окончанием работы Василий Кондрдтьевич созвал всех ребят нашей группы. Он рассказал о мальчике, который десяти лет пошел на завод в ученье. Ученье заключалось в том, что парнишка подметал цех, убирал от станков стружки и таскал тяжелые поковки. Три года ему не разрешали к инструменту даже прикасаться. А однажды, когда он попробовал ножовкой отпилить кусочек от железного стержня, мастер цеха надавал ему подзатыльников.
– Этот парнишка был я, – сказал Василий Кондратьевич с горечью. – Так нас в старое время учили.
Потом он рассказал об одном ученике, не назвав фамилии, который сегодня хотел обманом опередить товарищей и получить хорошую отметку.
– Кто это? Кто? – спрашивали ребята.
Гриша Осокин стоял, потупив глаза. Было видно, что он тяжело переживает свой поступок.
За обман начальник школы на первый раз объявил Осокину выговор. При этом он сказал:
– Твой старший брат, видимо, не очень любит тебя, если не хочет, чтобы ты сам учился хорошо и терпеливо работал.
Вскоре история с Гришкиной плиткой почти забылась.
С каждым днем все шире и многообразнее открывался для нас мир мастерства. С каждым днем, с каждым часом жизнь становилась интереснее. Мы, мальчишки, вчерашние голубятники и ветрогоны, познавали основу основ жизни, самое прекрасное на земле – труд.
Василий Кондратьевич вручил мне железный, откованный в кузнице болт с круглой головкой. Это была первая настоящая работа. Ведь все, что я делал до сих пор, в дело не шло. Просто меня учили пользоваться инструментом. Плитки, шпильки, куски железа, мною обрубленные, опиленные, отшлифованные и просверленные, ни на что не годились. Болты с гайками – это был заказ, полученный морской школой от какого-то предприятия.
Пусть ребята с нашей улицы, которые не учатся в морской школе, думают, что обработать болт – работа пустяковая. Пусть они так думают! А сумеют ли они сделать разметку шестигранника на круглой головке болта? Им и в голову не придет забелить головку мелом, чуть смоченным водой. Они вряд ли догадаются воспользоваться циркулем и кернером – специальным инструментом для пробивания точек на металле.
Головку нужно опилить так, чтобы мастер, проверяя ее шестигранник с помощью тупого стодвадцатиградусного угольника, не заметил ни малейшего просвета. Потом мастер возьмет кронциркуль и проверит, одинаковы ли размеры между всеми противоположными гранями. После этого можно обрабатывать шпильку болта – опиливать, шлифовать, нарезать резьбу.
Признаться, все это не очень уж сложно. Но все-таки радостно сознавать, что вот этот первый, тобою обработанный болт с гайкой пойдет в дело, к какому-то механизму. В то же время с ним жалко расставаться – такой он хорошенький, тяжеленький, блестящий и, главное, сделанный своими руками.
Гриша Осокин и Илько одновременно со мной закончили обработку болтов. Гриша ходил довольный, ожидая очереди к мастеру и размахивая листком-заданием, где должны были появиться отметки по графам: точность, срочность, чистота.
– Точность, срочность, чис-то-та, – повторял Гриша. – Точность, срочность, чис-то-та!
Впереди нас ждали более сложные задания по учебной программе – изготовление самых разнообразных инструментов.
Позднее по этим работам мы вспоминали все другие события, происходившие в жизни морской школы.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
«ВЛАДИМИР» ИЛИ «ЭДУАРД»?
Все ребята в школе любили Илько, старались с ним дружить и помогать ему. Наша группа гордилась тем, что у нас учится мальчик, который жил в тундре, умеет управлять оленьими упряжками и говорить на не понятном для нас языке.
Еще в первые дни учебы однажды Валька Толстиков, задира и драчун, выхватил у Илько из рук напильник.
– Это мой напильник, – сказал Илько. – Отдай!
– Ты его у меня из ящика стащил! – крикнул Валька и побежал.
Илько стоял у своих тисков и не знал, что делать. Обида сжала ему горло – он никогда не брал чужого.
Все это произошло на глазах у Кости Чижова. Не сказав Илько ни слова, он подошел к Вальке Толстикову:
– А ну-ка, дай сюда напильник!
– Какой еще напильник? – с усмешкой спросил Валька.
– Который ты у Илько взял.
– Это мой, иди ты подальше!
Костя покраснел от волнения и схватил Вальку за плечо. Тот рванулся, но Костя держал его крепко.
– Добром говорю: отдай! А то плохо будет!
– А где мой напильник?
– Вот и ищи свой, а нечего у Илько отбирать, – Костя отпустил Вальку и взял напильник.
Ребята уже окружили поссорившихся.
– И запомни, – сказал негромко Костя, – кто обидит Илько, будет иметь дело со мной.
– И со мной, – сказал я.
– И со мной, – повторил Гриша Осокин.
– Напрасно ты, Чижов, ему бока не намял! – крикнул кто-то из ребят.
Костя неторопливо пошел к своему рабочему месту.
– Подумаешь, – зло усмехнулся Валька Толстиков, – из-за какого-то самоедского тюленя…
Костя услышал эти слова и обернулся. Он быстро подскочил к Вальке и замахнулся:
– Повтори, что ты сказал!
Толстиков струхнул и, не видя поддержки среди ребят, молчал.
– Ох, – сказал Костя, опуская кулак, – или дурак ты, Валька, или гад…
Это был первый и последний случай, когда пришлось за Илько заступиться. Вскоре Толстиков помирился с ним и сказал:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морская школа"
Книги похожие на "Морская школа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Коковин - Морская школа"
Отзывы читателей о книге "Морская школа", комментарии и мнения людей о произведении.