Виктор Дыгало - Откуда и что на флоте пошло

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Откуда и что на флоте пошло"
Описание и краткое содержание "Откуда и что на флоте пошло" читать бесплатно онлайн.
Автор, русский моряк, контр-адмирал, до тонкостей знающий дело рассказывает о флоте, его обычаях, устоях и традициях, об их истоках и развитии.
Книга рекомендуется самому широкому читателю, интересующемуся историей Родины.
Контр-адмирал ДЫГАЛО Виктор Ананьевич родился в 1926 году в г. Одессе. Службу в Военно-морском флоте начал с 1942 года. Участвовал в Великой Отечественной войне на боевых кораблях Черноморского флота. Участник Парада Победы в Москве. В 1947 году окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе и служил на подводных лодках Тихоокеанского и Северного флотов. В 1958—1960 году командовал первой ракетной подводной лодкой Тихоокеанского флота и впервые выполнил в 1958 году стрельбу баллистическими ракетами. В 1963 году окончил Военно-морскую академию, командовал дивизией ракетных подводных лодок. В 1965 году защитил диссертацию, имеет ученую степень кандидата военно-морских наук, с 1990 года — профессор Академии Военных наук. С 1973 по 1977 год — главный редактор журнала Военно-Морского флота «Морской сборник», член Союза журналистов СССР. С 1978 года — служба в Главном штабе ВМФ, с 1985 — на научной работе в НИИ МО РФ. Автор книг «Так повелось на флоте», «Море зовет», «А начиналось все с ладьи» и многочисленных очерков на морскую тематику в периодических изданиях. Читатель имеет возможность ознакомиться со вторым изданием книги В. Дыгало — «Откуда и что на флоте пошло».
Во время русско-турецкой войны (1828—1829 гг.) на Черном море это название носил маленький 18-пушечный бриг. 14 мая 1829 года боевой корабль подтвердил, что носит его не случайно. В тот день бриг под командой капитан-лейтенанта А. И. Казарского был настигнут двумя линейными кораблями турок — 110-пушечным под флагом капудан-паши и 74-пушечным под адмиральским флагом и вынужден был вступить с ними в бой. Умело маневрируя и ведя огонь, «Меркурий» настолько сильно повредил рангоут и такелаж кораблей противника, что они вынуждены были лечь в дрейф. Маленький русский корабль вышел победителем из этого боя!
За беспредельную доблесть, проявленную экипажем, бриг «Меркурий» был удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага и вымпела. Тогда же высочайшим указом предписывалось впредь всегда иметь в составе Российского флота корабль с названием «Меркурий» или «Память Меркурия». В разное время эти наименования носили боевые корабли различных классов и транспорта Российского флота.
Продолжая эту традицию в Военно-Морском Флоте России имеются морской тральщик «Казарский» и гидрографическое судно «Память Меркурия».
Создание новых классов и типов кораблей в эпоху парового флота вызвало появление новых групп названий, вследствие чего частично прервалась связь времен, исчезла историческая преемственность. Например, паровые канонерские лодки Балтийского флота получили названия, связанные с явлениями в атмосфере и на море, с оружием, со сказочными персонажами, с морскими рыбами, птицами и насекомыми[43].
Другие классы паровых кораблей — пароходо-фрегаты и парусно-винтовые корветы — стали называться именами русских богатырей и князей: «Илья Муромец», «Олег», «Пересвет», «Ослябя», «Дмитрий Донской», «Александр Невский».
Первым опытным кораблем русского флота с броневой защитой, вступившим в строй 22 июня 1861 г., стала канонерская лодка. Она получила название «Опыт». В 1864 г. вступила в строй броненосная батарея, построенная в Англии. Это был первый корабль такого класса в составе русского флота. Поэтому назван он был «Первенец». Вслед за ним на петербургских судостроительных заводах были построены еще две броненосные батареи, которые имели более мощное артиллерийское вооружение. Как бы подчеркивая свою неприступность, они получили названия «Не тронь меня» и «Кремль».
В 1870 г. Балтийский флот, кроме трех броненосных батарей, располагал 13 броненосными лодками-мониторами, построенными по так называемой Мониторной программе 1863 г. Головная из них была названа «Броненосец», а остальные — «Единорог», «Лава», «Смерч», «Стрелец», «Ураган», «Вещун», «Перун», «Русалка», «Чародейка» и т. д.
К началу 70-х годов относится также первая попытка России создать оборонительный флот на Черном море в связи с отменой ограничительных статей Парижского трактата 1856 г. С этой целью адмиралом А. А. Поповым были сконструированы и построены два броненосца береговой обороны, так называемые круглые броненосные корабли. Один из них был назван «Новгород», а второй — именем своего создателя — «Вице-адмирал Попов». Неофициально эти броненосцы называли «поповками».
С началом царствования императора Александра III начался переход к строительству броненосцев большого водоизмещения. В соответствии с новыми программами для Черноморского флота в течение 20 лет должно было быть построено восемь броненосцев и значительное количество других кораблей. Вновь была возрождена традиция давать наиболее престижные названия кораблям высших рангов. Вступившие в состав Черноморского флота броненосцы были названы: «Екатерина II», «Синоп», «Чесма», «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец», «Три святителя» и «Ростислав». Последний был назван в честь князя Великоморавской державы, который в 846—870 гг. вел борьбу против немецкой агрессии. В 862 г. он пригласил к себе из Византии Кирилла и Мефодия.
Эскадренные броненосцы, построенные по этим программам на Балтийском море, также получили названия, связанные с именами императоров, победами Российских флота и армий: «Император Александр II», «Император Николай I», «Гангут», «Наварин», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», «Сисой Великий», — а броненосцы береговой обороны были названы именами известных русских адмиралов: «Адмирал Спиридов», «Адмирал Грейг», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Чичагов». Несколько минных крейсеров были названы именами героев моряков: «Лейтенант Ильин», «Капитан Сакен», «Казарский».
Первый мореходный миноносец русского флота, вступивший в строй в 1877 г., был назван «Взрыв», а последующие миноносцы и эскадренные миноносцы получили названия различных географических пунктов: «Котлин», «Лахта», «Луга», «Ревель», «Свеаборг», «Нарген», «Гогланд», «Биорке», «Моонзунд», — что стало одним из правил при наименовании других кораблей этого класса.
В связи с ухудшением отношений с Японией правительство России вынуждено было разработать и утвердить дополнительную программу, получившую название программы «для нужд Дальнего Востока». В ее состав входили пять эскадренных броненосцев («Цесаревич», «Ретвизан», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Слава»), четыре крейсера 1-го ранга («Баян», «Варяг», «Аскольд», «Богатырь»), четыре крейсера 2-го ранга («Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд»), а также 20 эскадренных миноносцев. В их названиях не было строгой системы, но правило называть крупные корабли именами императоров и знаменитых полководцев сохранялось. Для названий эскадренных миноносцев были использованы имена прилагательные («Бедовый», «Блестящий», «Беспощадный», «Быстрый», «Боевой», «Бесстрашный», «Грозовой» и т. д.), выражавшие некоторые качества, свойственные кораблям этого класса. Аналогичные названия широко использовались и в дальнейшем.
Во время русско-японской войны флот понес тяжелые потери, лишившись большей части своих новых боевых кораблей. Героизм моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и в Цусимском сражении, вызвал среди русского народа волну патриотизма и стремление к возрождению мощного флота. В соответствии с кораблестроительными программами 1908 и 1912—1916 гг. было принято решение о строительстве принципиально новых линейных кораблей, линейных крейсеров, крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок. Было выдвинуто также требование, чтобы все вновь закладываемые корабли в целях утверждения исторической преемственности и сохранения боевых традиций наследовали наименования от своих предшественников. В соответствии с этими программами в Петербурге в 1909 г. на верфях Балтийского и Адмиралтейского заводов были заложены четыре линейных корабля, которым дали названия «Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск». Для Черноморского флота в Николаеве были заложены линейные корабли, которые получили названия в честь жены Павла I Марии Федоровны и российских императоров: «Императрица Мария», «Император Александр III», «Императрица Екатерина II» (с 27 июня 1915 г. — «Императрица Екатерина Великая») и «Император Николай I» (достроен не был). На Балтийском и Адмиралтейском заводах строились линейные крейсера для Балтики — «Бородино», «Измаил», «Кинбурн», «Наварин» (ни один из них достроен не был). Все легкие крейсера, которые также строились по этим программам, получили название в честь адмиралов Российского флота — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» для Балтики и «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Истомин» для Черного моря. Исключение составлял крейсер «Светлана», который унаследовал название крейсера, погибшего в русско-японской войне.
Заслуживают внимания названия эскадренных миноносцев. Было принято, что один дивизион (в каждом по девять кораблей) носил имена героев морских сражений и боев: «Лейтенант Ильин», «Лейтенант Дубасов», «Капитан Изылъметьев» и др. Второй дивизион был назван в честь знаменитых сражений: «Гренгам», «Гогланд», «Хиос», «Тенедос», «Рымник» и др. Третий — носил названия судов парусного флота, прославившихся в различных морских боях и сражениях: «Гром», «Орфей», «Забияка», «Победитель», «Самсон», «Азов» и др. И наконец, четвертый — имел названия судов парусного флота, участвовавших во многих сражениях: «Владимир», «Константин», «Гавриил», «Громоносец» и др. В начале 1-й мировой войны Российский флот начал оснащаться новыми подводными лодками. Они получили названия хищных зверей: «Барс», «Пантера», «Львица», «Тигр», «Ягуар», «Кугуар», «Волк», «Леопард», «Гепард», «Рысь» и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Откуда и что на флоте пошло"
Книги похожие на "Откуда и что на флоте пошло" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Дыгало - Откуда и что на флоте пошло"
Отзывы читателей о книге "Откуда и что на флоте пошло", комментарии и мнения людей о произведении.