Виктор Дыгало - Откуда и что на флоте пошло

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Откуда и что на флоте пошло"
Описание и краткое содержание "Откуда и что на флоте пошло" читать бесплатно онлайн.
Автор, русский моряк, контр-адмирал, до тонкостей знающий дело рассказывает о флоте, его обычаях, устоях и традициях, об их истоках и развитии.
Книга рекомендуется самому широкому читателю, интересующемуся историей Родины.
Контр-адмирал ДЫГАЛО Виктор Ананьевич родился в 1926 году в г. Одессе. Службу в Военно-морском флоте начал с 1942 года. Участвовал в Великой Отечественной войне на боевых кораблях Черноморского флота. Участник Парада Победы в Москве. В 1947 году окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе и служил на подводных лодках Тихоокеанского и Северного флотов. В 1958—1960 году командовал первой ракетной подводной лодкой Тихоокеанского флота и впервые выполнил в 1958 году стрельбу баллистическими ракетами. В 1963 году окончил Военно-морскую академию, командовал дивизией ракетных подводных лодок. В 1965 году защитил диссертацию, имеет ученую степень кандидата военно-морских наук, с 1990 года — профессор Академии Военных наук. С 1973 по 1977 год — главный редактор журнала Военно-Морского флота «Морской сборник», член Союза журналистов СССР. С 1978 года — служба в Главном штабе ВМФ, с 1985 — на научной работе в НИИ МО РФ. Автор книг «Так повелось на флоте», «Море зовет», «А начиналось все с ладьи» и многочисленных очерков на морскую тематику в периодических изданиях. Читатель имеет возможность ознакомиться со вторым изданием книги В. Дыгало — «Откуда и что на флоте пошло».
Фок-мачта — см. мачта.
Фрегат — в парусном военном флоте трехмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля. Имел две батарейные палубы — закрытую и открытую. Артиллерийское вооружение парусных фрегатов доходило до 60 пушек. По скорости хода превосходили линейные корабли того времени. Современные фрегаты в составе ВМС некоторых государств предназначены для противолодочной и противовоздушной обороны. Их водоизмещение — до 4000 т. Имеют ракетно-артиллерийское вооружение и установки реактивных бомбометов.
Фриз — резьба на наружной части борта у старых парусных судов.
Швартов — трос (стальной, синтетический или из растительных волокон), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну.
Широта — угол между отвесной линией в данной точке земной поверхности и плоскостью экватора, отсчитываемый от 0 до 90° в обе стороны от экватора: к северу — северная широта, к югу — южная широта; одна из географических координат.
Шкаторина — кромка паруса или флага, обычно обшитая свитым, очень гибким тросом, называемым ликтросом.
Шмак, шмака — небольшое палубное судно, применявшееся в XVII—XIX вв. для транспортировки грузов, пассажиров и лова рыбы (главным образом тралового) в Северном и Балтийском морях. Шмаки имели парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. В России 2-мачтовые шмаки с косыми парусами применялись в 1-й половине XVIII в. в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина 18-27, ширина около 7, высота борта около 3 м, грузоподъемность 40-140 т.
Шнява — в петровские времена купеческое или военное двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами и бушпритом. Предназначалась для разведки и посыльной службы Вооружение — 12—18 пушек малого калибра.
Шпиль — лебедка с вертикальным валом, служащая для подъема якорь-цепи при снятии с якоря или для выбирания (тяги) швартовов при швартовке корабля к причалу.
Штандарт — императорский (королевский) флаг в России и других странах, а также флаг главы государства, поднимающийся во время пребывания его на военном корабле (судовой штандарт) или во дворце (дворцовый штандарт).
Эскадренный миноносец (эсминец) — боевой корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей (судов), охранения своих кораблей и судов на переходе морем и в бою, постановки мин и решения других задач. Появились в России в начале XX в. Современные эсминцы имеют на вооружении артиллерию, торпеды, реактивные бомбометы и ракетное оружие. Водоизмещение — до 8000 т.
Ют — кормовая часть палубы корабля. На парусных кораблях ют — самая возвышенная часть палубы, где обычно находится командир. Полуют — возвышенная надстройка, занимающая часть юта.
Примечания
1
В русско-французской войне 1798—1800 гг. вице-адмирал Ф. Ф. Ушаков командовал соединенной русско-турецкой эскадрой.
2
Наваринское сражение произошло в период русско-турецкой войны 1828—1829 гг., которая закончилась Адрианопольским миром. — Прим. авт.
3
После ремонта «Перваз-Бахри» был переименован в «Корнилов» и введен в состав Черноморского флота. — Прим. авт.
4
Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». — Л.: Судостроение, 1981. — С. 10. В «Списке кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 гг.)», автор С. П. Моисеев, с. 298, 299, скорость миноносца «Батум» указана 15,25 узла.
5
Крейсера вошли в строй: «Россия» — 1897 г.; «Громобой» — 1900 г.; «Диана» и «Богатырь» — 1902 г.; «Аврора» — 1903 г.; «Олег» — 1904 г.; «Рюрик» и «Адмирал Макаров» — 1908 г.; «Баян» и «Паллада» — 1911 г.
6
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Изд. 3-е. — М.: Воениздат, 1974. — С. 61.
7
Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». — Л.: Судостроение, 1981. — С. 179—187.
8
Сорокин А. И., Краснов В. Н. Корабли проходят испытания. — Л.: Судостроение, 1985. — С. 133.
9
Хорьков Г. И. Советские надводные корабли в ВОВ. — М.: Воениздат, 1981. Форзац.
10
«Книга Устав морской...». — С.-Пб.: 1720. — С. 20.
11
Адамович И. И. Подводные лодки, их устройство и история. — С.-Пб., 1905. — С. 1,2.
12
Военный энциклопедический словарь. — М: Воениздат, 1983. — С. 581.
13
Трусов Г. М. Подводные лодки в русском и советском ВМФ. — Л.: Судпромгиз, 1963. — С. 175,176—179.
14
Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота. — М.: Воениздат, 1948. С. 184, 185.
15
Военно-морской словарь. — М.: Воениздат, 1990. — С. 40.
16
Граф Г. К. На «Новике». — Мюнхен, 1922. — С. 467.
17
Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914—1918 гг. — М.-Л.: Военмориздат, 1989. — С. 134.
18
Томашевич А. В. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914—1918 гг. — М.-Л.: Военмориздат, 1939. — С. 244.
19
На Балтийском заводе построены: «Декабрист» (Д-1), «Народоволец» (Д-2), «Красногвардеец» (Д-3); на заводе в Николаеве — «Революционер» (Д-4), «Спартаковец» (Д-5), «Якобинец» (Д-6).
20
Буров. В. Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. — С.-Пб.: Судостроение, 1995. — С. 150.
21
1933 г. — III серия (4 ед.), 1933—1934 гг. — V серия (12 ед.), 1934—1935 гг. — V-бис серия (14 ед.), 1935—1936 гг. — V-бис — 2 серия (13 ед.), 1936—1939 гг. — X серия (32 ед.) и 1941 г. — X-бис серия (9 ед.).
22
В числителе указаны цифровые данные, относящиеся к надводным тактико-техническим элементам, а в знаменателе — к подводным.
23
Дмитриев В. И. Советское подводное кораблестроение. — М.: Военное издательство, 1990. — С. 268.
24
Сорокин А. И., Краснов В. Н. Корабли проходят испытания. — Л.: Судостроение, 1985. — С. 129.
25
Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928—1945 гг. Справочник. — М.: Воениздат, 1988. — С. 68, 69.
26
Из них двухстороннее подтверждение получили 13 случаев потопления транспортов. — Прим. автора.
27
Шавров Б.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. — М.: Машиностроение, 1969. — С. 139.
28
Шавров Б.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. — М.: Машиностроение, 1969. — С. 139.
29
Боевая летопись русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат, 1948. — С. 191; Григорьев А. Альбатросы. — М.: Машиностроение, 1989. — С. 61.
30
Григорьев А. Альбатросы. — М.: Машиностроение, 1989. — С. 56.
31
Для справки: 27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована воздушная бригада особого назначения. 3 марта 1921 г. официально объявлен Днем рождения авиации Черноморского флота. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. — считается Днем создания авиации Тихоокеанского флота. 18 августа 1936 г. — День рождения авиации Северного флота.
32
Авиация. Энциклопедия. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского. — М., 1994. — С. 358.
33
Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941—1942 гг. — М.: Воениздат, 1983. — С. 123, 125; Советская военная энциклопедия. Т. П. — М.: Воениздат, 1985. — С. 125.
34
Авиация. Энциклопедия. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». Центральный Аэрогидродинамический институт им. профессора H. E. Жуковского. — М., 1994. — С. 358.
35
Советская военная энциклопедия. Т. 5. — М., 1978. — С. 102.
36
С. М. Киров (1886—1934) — с 1926 г. 1-й секретарь Ленинградского губкома (обкома) ВКП(б). Убит террористом. — Прим. авт.
37
См.: Мельников Р. М. Броненосец «Потемкин». — Л.: Судостроение, 1980. — С. 54.
38
Дополнение к Актам историческим, собранное и изданное Археологической комиссией. Т. 5. — С.-Пб., 1853. — С. 18.
39
Старинное холодное оружие, род копья или рогатины, а также метательное копье. — Прим. авт.
40
«Барабан» — «Трумель», «Колокол» — «Клок», «Еж» — «Игель», «Сила» — «Старкт», «Соединение» — «Уния», «Безбоязнь» — «Судербан», «Сондерфрес» и «Онберфрест», «Благое начало» — «Гут анфанген», «Гут бегин» и «Десегель бегин», «Крепость» — «Замок», «Кастель», «Старгейт» и «Ситадель». — Прим. авт.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Откуда и что на флоте пошло"
Книги похожие на "Откуда и что на флоте пошло" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Дыгало - Откуда и что на флоте пошло"
Отзывы читателей о книге "Откуда и что на флоте пошло", комментарии и мнения людей о произведении.