Иван Козлов - Краснознаменный Северный флот
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краснознаменный Северный флот"
Описание и краткое содержание "Краснознаменный Северный флот" читать бесплатно онлайн.
В этой книге рассказывается о зарождении и развитии отечественного мореплавания в северных морях, о боевой деятельности русской военной флотилии Северного Ледовитого океана в годы первой мировой войны. Военно-исторический очерк повествует об участии моряков-североморцев в боях за освобождение советского Севера от иностранных интервентов и белогвардейцев, о создании и развитии Северного флота и его вкладе в достижение победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Многие страницы книги посвящены послевоенной истории заполярного флота, претерпевшего коренные качественные изменения, ставшего океанским, ракетно-ядерным, способным решать боевые задачи на любых широтах Мирового океана. Книга рассчитана на массового читателя.
Выполняя решения X съезда, Центральный Комитет партии 25 апреля 1921 г. принял решение о возвращении на военную службу моряков-коммунистов, занятых на работе в советских учреждениях и органах народного хозяйства. В соответствии с этим решением в 1921 — 1922 гг. на флот вернулись 1218 человек, которые активно включились в работу по его возрождению.[83]
Неоценима заслуга в восстановлении и укреплении Военно-морских сил Ленинского комсомола, который по инициативе В. И. Ленина на своем V Всероссийском съезде 16 октября 1922 г. принял постановление о шефстве над флотом. Съезд вручил представителям военных моряков знамя, на котором было начертано: "Орлам революции — морякам Красного военного Флота Республики".[84] В числе принимавших знамя был и делегат Морских сил Северного моря Я. В. Настусевич. В своей взволнованной речи он заверил делегатов съезда в том, что военные моряки Севера с честью оправдают высокое доверие, оказанное им партией и народом.
По призыву ЦК комсомола 8766 юношей, лучших представителей советской молодежи, пришли на флот и горячо взялись за его восстановление и изучение морского дела. Многие комсомольцы получили направление на учебу в различные военно-морские учебные заведения.[85] Среди них были Н. И. Виноградов, Л. А. Владимирский, А. Г. Головко, В. П. Дрозд, И. Д. Елисеев, Ф. В. Зозуля, Н. В. Исаченков, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Кучеров, М. А. Крупский, И. А. Колышкин, В. И. Платонов, В. А. Фокин, Г. Н. Холостяков и другие, ставшие впоследствии известными советскими адмиралами.
Коммунистическая партия и Советское правительство, выполняя свои решения, принимают меры к возрождению Военно-морских сил на всех морских театрах страны.
На Северном морском театре после изгнания интервентов и белогвардейцев из числа оставшихся кораблей и береговых частей 1 марта 1920 г. была сформирована Беломорская флотилия. 25 апреля она переименовывается в Морские силы Северного моря. Основное ядро этих сил составили два миноносца ("Капитан Юрасовский" и "Лейтенант Сергеев"), отряд моторных катеров-истребителей, двенадцать тральщиков, посыльное судно «Ярославна», семь гидрографических судов, несколько буксиров и вспомогательных судов.[86] В состав нового объединения были включены также корабли бывшей Северо-Двинской флотилии.[87] Управление по обеспечению безопасности кораблевождения (УБЕКО), военные порты и морские учреждения, посты наблюдения и радиостанции по всему побережью Баренцева, Белого и Карского морей.[88] Главной базой стал Архангельск, где размещались штаб и политотдел. Начальником Морских сил был назначен активный участник гражданской войны В. Н. Варваци, начальником политотдела — Э. И. Батис.[89] Основные задачи Морских сил Северного моря заключались в охране территориальных вод, побережья и рыбных промыслов, тралении мин, подъеме затонувших судов, обеспечении безопасности кораблевождения на Севере, проведении гидрографических исследований.[90]
Североморцы горячо взялись за восстановление кораблей и военных портов, упорно преодолевая материальные трудности и тяжелые климатические невзгоды. Прибывавшие на флот по призыву партии коммунисты и комсомольцы сразу же включались в активную работу. В первую очередь ремонтировались поврежденные миноносцы, затем — сторожевые корабли и тральщики. Одновременно восстанавливались порты. По мере возрождения корабельного состава и оборудования мест базирования налаживалась боевая и политическая подготовка личного состава, строившаяся в соответствии с задачами, стоявшими перед Морскими силами.
Первые плавания восстановленные корабли совершили в 1921 г. Особенно много плавали тральщики и посыльные суда, которые производили боевое траление и осуществляли охрану рыбных промыслов и побережья.
Характеризуя первые походы кораблей на Севере, журнал "Красный флот" писал, что североморцами пройдено расстояние, равное почти трем кругосветным плаваниям, что Северный Ледовитый океан служит хорошей школой морской выучки и закалки.[91]
В кампанию 1922 г. на всех морях, где были возрождены Морские силы, проводились учения и маневры, которые явились смотром первых итогов боевой и политической подготовки личного состава Красного Флота. На Севере участие в учениях приняли четыре катера-истребителя и шесть тральщиков. Дальний поход совершил флагманский корабль «Ярославна». Выйдя из Архангельска, он прошел вдоль побережья Кольского полуострова, посетил Иоканьгу и Мурманск, затем пересек Баренцево море и достиг Новой Земли.[92]
Охраняя северные морские рубежи Советской республики, сторожевые корабли в 1922 г. задержали несколько иностранных судов, занимавшихся рыбной ловлей в наших территориальных водах.[93] Тогда же произошел бой советского сторожевого корабля «ПС-1» с тремя английскими кораблями, пытавшимися прощупать оборону Страны Советов на Севере. Английские корабли, приняв боевой порядок, устремились к сторожевику и начали обстреливать его. «ПС-1», удачно уклоняясь от снарядов, открыл ответный огонь. Не выдержав метких залпов советских моряков, непрошеные гости поспешили скрыться.
Североморцы стойко несли трудную службу на береговых постах и радиостанциях, расположенных на огромных пространствах побережья Северного Ледовитого океана.
Успешно справлялось со своими задачами Управление по обеспечению безопасности кораблевождения, которое было создано в 1920 г. Во многом это объяснялось тем, что на Севере сохранились все суда и имущество гидрографической службы. Поэтому ее восстановление прошло без особых трудностей.[94]
В начале марта 1920 г., буквально через несколько дней после освобождения Архангельска от англо-американских интервентов, по указанию В. И. Ленина была организована Северная научно-промысловая экспедиция для изучения Белого и Баренцева морей. А несколько позже из Архангельска в море вышла первая Карская экспедиция.
В работе этих экспедиций, положивших начало советскому периоду изучения и освоения Северного морского театра, активное участие принимали североморские гидрографы.
В 1920 г. в северных районах европейской части Советской республики возникла серьезная угроза голода. В. И. Ленин поставил задачу обеспечить доставку сюда сибирского хлеба через Карское море. Для выполнения этой задачи была организована Сибирская морская экспедиция. В ее состав вошли 15 различных судов, в том числе ледокольные пароходы "Г. Седов", «Малыгин», "В. Русанов" и "А. Сибиряков". В ней участвовали и военные гидрографы. Возглавлял экспедицию опытный военный моряк М. В. Николаев, ее комиссаром был С. В. Киселев. Несмотря на большие трудности предприятия, морские суда в течение месяца перевезли из устья рек Обь и Енисей в Архангельск свыше полумиллиона пудов ржи и пшеницы. Тем самым население северных областей Советской республики смогло избежать голода. Сибирская морская экспедиция явилась крупным успехом советских моряков в освоении Арктики.[95]
Большое значение для изучения Северного Ледовитого океана имел подписанный В. И. Лениным 10 марта 1921 г. декрет о создании плавучего морского научного института.[96] В 1922 г. в Архангельске было оборудовано специальное судно «Персей», приспособленное для плавания во льдах. На этом судне работники института совершили на Севере 84 плавания, пройдя в общей сложности свыше 100 тыс. миль. Исследователи собрали огромный материал, имевший важное научное и практическое значение для освоения плавания и организации рыбных промыслов в северных морях.
С 1920 г. по указанию В. И. Ленина крупные гидрографические работы проводились в районе Баренцева и Карского морей. Возглавлял их профессор Военно-морской академии Н. Н. Матусевич. Под его руководством был разработан пятилетний план гидрографических исследований в северных морях европейской части СССР.
В 1921 г. исследовательские работы в районе Карского бассейна вели две экспедиции: первая на ледокольном пароходе «Таймыр» во главе с известным советским полярником Н. В. Розе и вторая — на «Малыгине».
В дальнейшем такие экспедиции предпринимались почти ежегодно. В результате их работы был собран ценный материал по гидрологии и климату северных морей. Большая заслуга в этом принадлежит Ю. М. Шокальскому, В. Ю. Визе, В. В. Ахматову, Н. Н. Матусевичу, В. А. Березкину и другим видным советским ученым и военным морякам.
Важнейшим условием успехов североморцев в изучении и освоении Северного морского театра и в боевой подготовке являлась активная и целенаправленная политико-воспитательная и культурно-просветительная работа на кораблях и в береговых частях Морских сил Северного моря. В центре Архангельска и Соломбале силами военных моряков были построены клубы. Военно-морской клуб «Спартак» регулярно организовывал пользовавшиеся большой популярностью среди населения Архангельска выставки о флоте, а также "живые газеты" под названием "Красный полюс".[97] Военные моряки овладевали политическими знаниями в системе политзанятий, а неграмотные в обязательном порядке посещали школы ликбеза. Уже к 1 мая 1922 г., ко дню принятия Красной присяги, была полностью ликвидирована неграмотность среди личного состава Морских сил Северного моря.[98] Важную роль в политическом воспитании североморцев в 20-е годы играла газета "Красный Северный флот", первый номер которой вышел 19 февраля 1921 г., а также военно-морской научно-популярный и литературный журнал "Красный полюс", начавший издаваться в июне того же года.[99] На их страницах регулярно освещался ход восстановления экономики страны, строительства Красного Флота, изучения и освоения морей Северного Ледовитого океана, боевой и политической подготовки североморцев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краснознаменный Северный флот"
Книги похожие на "Краснознаменный Северный флот" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Козлов - Краснознаменный Северный флот"
Отзывы читателей о книге "Краснознаменный Северный флот", комментарии и мнения людей о произведении.