» » » » Наталья Велецкая - Языческая символика славянских архаических ритуалов


Авторские права

Наталья Велецкая - Языческая символика славянских архаических ритуалов

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Велецкая - Языческая символика славянских архаических ритуалов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство «Наука», год 1978. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Велецкая - Языческая символика славянских архаических ритуалов
Рейтинг:
Название:
Языческая символика славянских архаических ритуалов
Издательство:
«Наука»
Год:
1978
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Языческая символика славянских архаических ритуалов"

Описание и краткое содержание "Языческая символика славянских архаических ритуалов" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются архаичнейшие явления славянской обрядности, связанные с культом предков и аграрными культами, реконструируются формы древнеславянских и протославянских ритуалов и прослеживается их трансформация.

Ключевым моментом книги Н. Н. Велецкой является рассмотрение обычая умерщвления стариков при достижении ими определенного возраста — обычай, основанный на особенных, не свойственных современному обществу, принципах гуманности.






130

Красовская Ю. Терские игрушоцки. — «Вокруг света», 4976, № 4, с. 69—71

131

Благодарю В.Н.Басилова за любезно предоставленные материалы из его архива

132

Sto prostonárodních pohádek…, c. 138—140.

133

Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914, с. 103

134

«Киевская старина», 1902, вып. IV, с. 25

135

Цит. по: Белобржицкий В. Существует ли в Малоруссии обычай убийства или самоубийства стариков? — «Новости и биржевая газета», 1902, № 46, с. 2.

136

Чајкановић В. Студиије из религије и фолклора. Београд, 1924, с. 26 и др.

137

Филипповић М. С. Различита етнолошка граћа, с. 207—211, 299 и др.; см. также: Чајкановић В. Студије из религије и фолклора.

138

Даль. Толковый словарь, т. IV. СПб. — М., 1882, с. 316.

139

Специальное исследование в этом аспекте так называемых «кустовых» песен Белоруссии и Украины представляется перспективным для понимания архаического слоя в славянской обрядности.

140

Цепенков М. К. Македонскн народни умотворби, кн. 9. Сkопје, 1972, с. 166

141

Чајкановић В. Студиије из религије и фолклора. с. 70

142

Václavík A. Výroční obyčeje a lidové uměni. Praha, 1959, c. 167.

143

Велецкая Н.Н. Рудименты язычества в похоронных играх карпатских горцев. — В кн.: Карпатский сборник. М., 1976, с. 106—111

144

Даль. Толковый словарь, т. IV, СПб.—М., 1882, с. 316.

145

Там же, с. 317

146

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., 1957, с. 352

147

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с. 521.

148

Тексты см., например:Филипповић М.С. Различета етнолошка граћа. Београд, 1967.

149

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с. 518, 519

150

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с. 519

151

Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. Народный дневник. Праздники и обычаи. СПб., 1885, с. 214 (далее — Сахаров И. П. Праздники и обычаи).

152

Как известно, в среду странствующих паломников перешли многие языческие ритуалы (разумеется, чаще всего в трансформированном и переосмысленном виде).

153

Сахаров И П. Праздники и обычаи, с. 215

154

Sto prostonárodních pohádek a pověstí slovanských. Vyd. K. J. Erben. V Praze, 1865, c. 138

155

Филипповић М.С. Различета етнолошка граћа, с. 211.

156

Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975, с.6.

157

Лисициан С С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 2. Ереван, 1972, с. 74

158

Сахаров И. П. Праздники и обычаи, с. 96, 214.

159

Там же, с. 214, 215

160

Геродот. История, кн. VII, с. 366, абз. 197

161

Сахаров И. П. Праздники и обычаи, с. 208

162

Добавление сделано Сахаровым со ссылкой на «Северную Пчелу» (1842, № 267).

163

Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей, ч. П. М., 1974, гл. 7

164

Ср.: Даль. Толковый словарь, т. I, с. 288: выдыбать — вылезать, становясь на дыбы, выплывать из воды, из болота. Выдыбай! кричал народ кинутому в Днепр идолу Перуна

165

Известны на Украине и до недавнего времени еще сохранились в среде старшего поколения Подолья

166

Земцовский И.И. Мелодика календарных песен, гл. III.

167

Ср.: Зеленин Д.К. Обычай «добровольной смерти» у примитивных народов. Л., 1935, с. 62

168

См., например, черногорские представления о здухачах: Ровинский П. Черногория в ее прошлом и настоящем, т. II, ч. 2. СПб., 1901, с. 529, 530.

169

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963, гл. VI.

170

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники, с. 95

171

Ястребов В.Н. Материалы по этнографии Новороссийского края. Одесса, 1894, с. 33, 35, 36

172

Галъковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. II. Древнерусские слова и поучения, направленные против язычества в народе. М., 1913, с. 297.

173

Там же, с. 297

174

Ломоносов М.В. Поли. собр. соч., т. 6. М ., 1952, с. 251.

175

Сахаров И. П. Праздники и обычаи, с. 88, 89; возжигание купальских костров на горах характерно и для южных славян.

176

Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края, т. 1,ч. I. СПб., 1887, с. 219—222

177

Малинка А. Н. Иван Купало в Черниговской губернии. — ЭО, 1898, № 2, с. 128, 129

178

Терещенко А. В. Быт русского народа, т. V. СПб., 1848, с. 79—81.

179

Романов Е. Р. Белорусский сборник, вып. 8. Вильна, 1912,с. 208

180

Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. Киев, 1890, с. 143, 144.

181

Шейн П В. Материалы для изучения быта и языка, с. 223.

182

Геродот. История, кн. IV, с. 210—211, абз. 94—96

183

Ср. южнославянские предания об умерщвлении стариков путем сажания в пустую бочку, опубликованные М.С.Филипповичем

184

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. М., 1977, с. 100

185

Описания см.: Петров П.А.Към проучаването на обичая «помана» в северозападна България. — В кн.: Известия на Етнографския институт и музей, V. София,1962, с. 277—296;Кулишић Ш., Петровић П., Пантелић Н. Српски митолошки речник. Београд,1970, с. 103, 104.

186

Кулишић Ш., Петровић П., Пантелић Н. Српски митолошки речник, с. 148, 149.

187

Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка, с. 216; и др.

188

Даль. Толковый словарь, т. II, с. 219

189

Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей, с. 217

190

Даль. Толковый словарь, т. II. с. 219

191

forum — площадь: Латинско-русский словарь. СПб., 1905, с. 231, ср. рынок на центральной площади средневекового города, название главной площади — средоточия храмов — «рынок» Дубровник, Львов и др.); ср. ниже — trzna, trzan — серб.-хорв. — место ритуальных общесельских собраний.

192

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка, с. 1367—1373

193

Moszyński K. Lwyczaje świętojańskie na Zachodniem Polesiu. — In: Lud slovianski, t. l, z. 1. Lwów, 1928, c. 102

194

Melichercik A. Slovensky folklor. Bratislava, 1959, s. 96

195

Piesni luduruskiego w Galicyi zebral Pauli Jgn. Zegota, I, 1. Lwow, 1839, c. 31

196

Земцовский И. И. Поэзия крестьянских праздников. М., 1970, с. 478, 479

197

Там же, с. 479

198

Земцовский И. И. Мелодика календарных песен, с. 16, 136

199

Там же, с. 137.

200

Цит. по: Земцовский И. И. Мелодика календарных песен, с. 129.

201

Там же, с. 123.

202

Земцовский И. И. Мелодика календарных песен, с. 118

203

Там же, с. 138

204

Там же, с. 135 — 141

205

Карский Е. Ф. Белорусы , т. III. M., 1916, с. 198, 199

206

Кулишић Ш., Петровић П., Пантелић Н. Српски митолошки речник, с. 61

207

Завойко Г. К. В костромских лесах по Ветлуге-реке. — В кн.: Труды Костромского научного общества по изучению местного края, вып.VIII. Кострома, 1917, с. 16—18.

208

Zelenin D. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin—Leipzig, 1927, c. 37-42.

209

Кулишић Ш., Петровић Л., Пантелић Н, Српски митолошки речник, с. 39.

210

Пропп В. Я. Русские аграрные праздники, с. 65

211

Что же касается функционального содержания ритуала, то пониманию его способствует обычай гипербореев отправлять початки плодов со специальными послами, проходившими на прародину долгий путь через многие народы и земли (см.: Геродот. История, кн. IV, с. 195).

212

Земцовский И. И. Мелодика календарных песен, с. 148

213

Там же, с. 156

214

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973, с. 245—271


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Языческая символика славянских архаических ритуалов"

Книги похожие на "Языческая символика славянских архаических ритуалов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Велецкая

Наталья Велецкая - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Велецкая - Языческая символика славянских архаических ритуалов"

Отзывы читателей о книге "Языческая символика славянских архаических ритуалов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.