Сергей Чертопруд - Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева"
Описание и краткое содержание "Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева" читать бесплатно онлайн.
Как работают разведчики, как привлекают к сотрудничеству иностранных специалистов, каковы масштабы и методы государственного промышленного шпионажа, каков вклад отечественной научно-технической разведки (НТР) в развитие науки и техники, а также в создание новых видов оружия, включая атомное, рассказывает эта книга.
Еще важный момент — список тех, кому предоставляется добытая разведкой информация. Этот перечень содержится в 14-й статье Закона:
«Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом Российской Федерации федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Разведывательная информация может также предоставляться федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.
Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.
Руководители и другие должностные лица федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятий, учреждений и организаций, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы, которым предоставляется разведывательная информация, несут устанавливаемую Федеральным законом ответственность за разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники указанной информации»[636].
Таким образом, руководители предприятий могут получать интересующую их информацию по научно-технической и военно-технической тематике.
Первый заместитель директора СВР А. А. Щербаков говорил: «Мы тесно контактируем с российскими министерствами и ведомствами, причем не только с ведущими. С некоторыми из них у нас соглашения о сотрудничестве. Формы — участие в межведомственных совещаниях и специальных правительственных комиссиях, экспертные оценки законопроектов, участие в семинарах и конференциях, регулярное предоставление ведомствам интересующей их информации»[637].
А вот что сказал о роли своего подразделения один из руководителей Управления научно-технической разведки СВР РФ: «Одна из задач НТР — отслеживание тенденций и достижений зарубежной науки и техники с точки зрения угроз появления новейших средств вооруженной борьбы, прежде всего оружия массового поражения, и как следствие этого — нарушение сложившихся соотношений сил в мире. Сейчас НТР уделяет серьезное внимание исследованиям разработок в области „критических технологий“. Это наше направление созвучно с деятельностью Института критических технологий, организованного в 1991 году при Управлении научно-технической политики Белого дома США.
НТР анализирует завершенные зарубежные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) военно-прикладного характера, выявляет перспективные особенности перспективных образцов, беспристрастно оценивает сильные и слабые стороны иностранных систем оружия, отслеживает технические новинки, передовые инженерные решения и т. д. Особое внимание уделяется технологии производства.
Важность этой работы, надеюсь, понятна. Создав новое оружие, наши конструкторы должны быть уверены, что оно в состоянии выполнять свои функции, окажется эффективнее зарубежного. В мирное время сопоставлять качество отечественного и зарубежного вооружения можно только с помощью разведки…
…Примерно с 1987 года у нас начались трудности с валютой. Произошли большие изменения в структурах, на которых мы базируемся. Поэтому можно сказать так: в настоящий период НТР усиливает свою деятельность по анализу перспективности тех или иных технологий для промышленности России в свете ее реструктуризации. По ряду направлений мы снижаем активность, прежде всего по добыче образцов новой техники. Связано это с финансовыми проблемами и отсутствием у части отраслей конкретных программ развития»[638].
Из этого следует, что необходим орган, который координировал бы усилия добывающих организаций — СВР и ГРУ и передачу полученной информации заинтересованным лицам. В Советском Союзе эти функции выполняла Государственная военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР, но в 1991 году она прекратила свое существование[639].
Начнем с того, что Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1999 года № 665 была организована Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. Можно утверждать, что в какой-то мере — это возрожденная ВПК Советского Союза, но решающая множество задач, которые были несвойственны ее предшественнице.
Согласно «Положению о Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам» это постоянно действующий орган, который обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях разработки предложений по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам и обеспечению обороны и государственной безопасности.
В своей деятельности данная организация «руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением».
Основные задачи Комиссии:
«а) подготовка предложений по реализации единой государственной политики в области обеспечения обороны и государственной безопасности, по развитию оборонного промышленного комплекса, военно-технического сотрудничества и выполнению международных договоров Российской Федерации по сокращению и ограничению вооружений;
б) разработка предложений по сохранению и дальнейшему совершенствованию военно-промышленного потенциала страны;
в) организация эффективного взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций по вопросам обеспечения обороны и государственной безопасности;
г) разработка предложений по сбалансированному материально-техническому обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также оснащению их вооружением и военной техникой».
Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач:
«а) определяет приоритетные направления в области обеспечения обороны и государственной безопасности;
б) рассматривает вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций по вопросам обеспечения обороны и государственной безопасности;
в) рассматривает проекты государственной программы вооружения, федеральных целевых программ создания вооружений и военной техники, а также предложения по развитию, реструктуризации, конверсии оборонного промышленного комплекса и его научно-технологической базы, оперативному оборудованию территории Российской Федерации в целях обороны страны;
г) рассматривает и разрабатывает предложения по проекту федерального бюджета, связанные с определением расходов на обеспечение обороны и государственной безопасности;
д) рассматривает проект государственного оборонного заказа и разногласия между федеральными органами исполнительной власти, возникшие при его формировании, а также предложения по его корректировке;
е) рассматривает и разрабатывает предложения о расходовании средств резерва Правительства Российской Федерации, создаваемого в рамках государственного оборонного заказа для финансирования непредвиденных работ;
ж) рассматривает предложения по развитию военно-технического сотрудничества, выполнению международных договоров в области сокращения и ограничения вооружений, вопросы организации работ по утилизации и ликвидации вооружений и военной техники, контроля за экспортом вооружений и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;
з) рассматривает предложения по планам перевода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также по планам создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
и) взаимодействует в установленном порядке с Администрацией Президента Российской Федерации, Советом безопасности Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, палатами Федерального собрания Российской Федерации, а также с организациями и должностными лицами по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
к) рассматривает ход реализации решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам и обес-. печению обороны и безопасности»[640].
Оценить реальные возможности Комиссии Правительства Российской Федерации можно, если внимательно просмотреть список ее членов. Вот кто входил в нее в июне 2000 года:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева"
Книги похожие на "Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Чертопруд - Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева"
Отзывы читателей о книге "Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева", комментарии и мнения людей о произведении.