Мария Гимбутас - Славяне
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Славяне"
Описание и краткое содержание "Славяне" читать бесплатно онлайн.
Первоначально чернолесские городища представляли собой небольшие круглые укрепления размером примерно 100х70 м, внутри которых располагались жилые землянки. Постепенно городище увеличивалось и оно становилось племенным центром. В городище Субботов около Чигирина было обнаружено семь землянок. Поскольку поблизости располагались деревни, укрепления могли использоваться как резиденция вождей в мирное время, становясь убежищем для мирного населения во время вражеских набегов.
Места поселений и укрепления предоставляют многочисленные доказательства сельскохозяйственной деятельности их обитателей: там обнаружены ручные мельницы, жернова, мотыги из бронзы, железа и оленьего рога, кремневые и железные серпы. Возможно использовались и железные лемехи, хотя ни одного так и не было найдено.
Они возделывали пшеницу, ячмень и просо. Множество костей, обнаруженных внутри укреплений и в других местах, свидетельствует о разведении домашних животных, в основном свиней, коров, овец и коз.
На использование лошади в качестве верхового животного указывает значительное количество бронзовых уздечек и удил, изготовленных из костей или оленьего рога. О ритуальной функции лошадей можно судить по глиняным фигуркам и костям, находимым в могилах и на жертвенниках. Вместе с ними обнаружены скелеты собак, позволяющие предположить, что это животное также приносили в жертву.
Охота и рыболовство занимали подчиненное место в экономической системе чернолесья. Только около 8% всех найденных в поселениях костей принадлежало диким животным. Большей частью это обитатели лесов - лоси, олени, бизоны, кабан, медведь, волк, лисица, заяц, бобер, куница и выдра. Для охоты использовались бронзовые наконечники гарпунов и рыболовные крючки.
Металлургическое производство развивалось медленно. Обнаруженные в чернолесских поселениях бронзовые изделия сочетают местные черты и особенности, заимствованные от ранних скифов. В некоторых укреплениях обнаружены мастерские с сотнями глиняных форм для отливки орудий, масок, браслетов и других изделий. Украшения обычно изготавливались из меди. Олово экспортировалось, и оловянные слитки помещались в могилы.
Представленный на этой странице орнамент на браслете был достаточно распространен в VII веке до нашей эры. Браслеты, заколки со спиральными головками, серьги и височные кольца были основными украшениями чернолесских женщин.
Кроме металлических предметов, явно относящихся к местной традиции, в районах Среднего Днепра и Верхнего Днестра встречаются части уздечек и бронзовые сосуды кобанского (кавказского) и ассирийского типа. Они датируются примерно концом VIII века. Возможно, их принесли сюда скифы, после того, как они завоевали киммерийцев, живших на побережье Черного моря, а затем установили свое господство над всеми причерноморскими степями, продвинувшись затем на запад, в Центральную Европу.
Скифские элементы очевидно вошли в культуру лесостепной зоны, их влияние выявлено на востоке среднего поднепровья в бассейнах Сулы, Псела, Сейма и Северского Донца, в том же самом районе, где зафиксированы названия рек иранского происхождения.
Контакты между Балтийскими и иранским языками, четко подтверждены лингвистическими исследованиями. Они также относятся к периоду, когда скифы заняли западную часть чернолесской территории, вступив в непосредственный контакт с юхновской культурой, относящейся к восточно-балтийской группе.
Меньше всего изменилась керамика: тюльпановидные или двуконусные горшки с вогнутым горлышком и ручками, блюда и чашки с ручками почти не отличаются от тех, которые встречались в Бронзовом веке.
Кухонная утварь не отличалась особым изяществом, она была полированной или покрывалась кварцевой крошкой. Вместе с тем встречаются и тщательно отделанные вазы грушевидной формы с высокими горлом и узким основанием, хорошо обожженные и украшенные бороздками, инкрустацией, насечками или сосцевидными выпуклостями. Они напоминают изделия фракийской Бессарабии.
Обожженные горшки были черного, желтого или красного цвета. По сравнению с керамикой предшествующего периода чернолесская посуда отличается большим разнообразием форм и способов отделки.. В ряде мест обнаружили фрагменты греческих ваз родосско-микенского типа, датируемые периодом c VII до VI веков нашей эры, они помогли установить дату основания поселения
На протяжении VII, VI и последующих столетий до нашей эры отмечаются резкие различия между культурой лесостепных и степных районов. Геродот упоминает о примечательной культуре людей, живших к северу от Скифии.
В шестой книге "Истории" он описывает поход, который предпринял персидский царь Дарий против Скифов в 515 году до н.э. В его дни "Скифия" была огромной этнически неоднородной страной,. В приведенном Геродотом списке подчиненных Скифии народов, те, что я определяю как славян, названы "скифскими земледельцами или землепашцами". Геродот указывает, что они селились вдоль реки Днепр:
"Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды эллинские скифы, за ними идет другое племя под названием ализоны. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не не только для пропитания, но и для продажи. Выше них обитают невры". (Геродот, кн.4,17)
"За Борисфеном (Днепром), со стороны [Черного} моря простирается Гилея, а на север от нее обитают скифы-земледельцы. Эти земледельцы населяют обширную территорию, чтобы пересечь ее, нужно ехать три дня. Остальные земли представляют собой пустыню, но за пустыней обитают андрофаги, особое, но не скифское племя" (Геродот, кн.4,18).1
Из данного описания следует, что территория, на которой обитали "скифы-земледельцы" занимала часть бассейна Днепра и возможно бассейн Верхнего Днестра. Их северный сосед, которого Геродот называет неврами, возможно являлись восточными балтами. Об их распространении в верхнем поднепровье, бассейне Припяти и южной части бассейна Десны (на территории современной Белоруссии и центральной России), свидетельствуют названия рек и гребенчатая керамика, найденная в Милограде и Юхнове.
Как установил Томашек в начале ХХ века, андрофагами Геродот скорее всего называет мордовские племена, относящиеся к группе восточных финно-угров. Антропологические исследования также подтверждают, что те, кого Геродот называет "скифами-земледельцами" были протославянами. Физические измерения жителей лесостепной зоны показывают, что они отличаются от кочевых скифов и четко соотносятся с средневековыми восточными славянами.
5. С 500 г. до 200 г. до нашей эры
Начиная со второй половины V века и на протяжении IV и III веков прослеживаются тесные связи культуры лесостепной зоны со скифской степной культурой и с культурой греческих городов северного Причерноморья. Но уже в этот период, несмотря на общую основу, проявляются отличия лесостепной культуры в типах поселений, экономических и общественных отношениях, религиозных верованиях.
В тех районах лесостепной зоны. где в предшествующий период сложилась культура Чернолесья, обнаружены сотни укрепленных и неукрепленных поселений, городищ и мест захоронения (курганов и плоских могил).
Большое количество поселений было обнаружено во время систематических раскопок по берегам рек Тясмины, Роси, Ингульца, Верхего течения Южного Буга, Сулы, Псела, Ворсклы, Сейма и Северского Донца. Некоторые стратегически выгодно расположенные укрепления располагались на местах более ранних. Поверх слоев соответствующих поселениям VII и VI веков расположены следы, относящиеся к периоду с V по III века до нашей эры. Одним из таких многослойных укреплений является Бельское городище, расположенное в районе Полтавы, раскопанное В.А. Городцовым в 1906 году. Это огромное укрепление на протяжении нескольких веков являлось племенным центром. Как стратиграфия, так и эволюция типов изделий указывают на непрерывное развитие культуры на протяжении многих веков.
По уровню развития сельского хозяйства жители лесостепной зоны превосходили и скифов, и процветающие греческие колонии, расположенные по северному побережью Черного моря. Археологические раскопки показывают, что скифы и протославяне не смешивались. Скифы вели полукочевую жизнь в понтийских степях время от времени появляясь на территориях северной Европы. Свойственный их искусству "звериный стиль" соответствовал подвижному характеру их жизни.
В то же время праславяне, расселившиеся на востоке, занимались земледелием и животноводством. Возможно, скифы интересовались своими северными соседями только как источником разнообразных сельскохозяйственных продуктов, поскольку целью их миграций был район нижнего Дуная, фракийскую территорию (современные Румынию и Болгарию).
Культура земледельцев отличалась известным консерватизмом. За исключением немногих скифских зеркал, стеклянных бусинок, так называемых скифских пуговичных серег и небольшого количества фрагментов греческих ваз, изготовленных на гончарном круге, влияние иностранной культуры практически не ощущается.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Славяне"
Книги похожие на "Славяне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Гимбутас - Славяне"
Отзывы читателей о книге "Славяне", комментарии и мнения людей о произведении.