Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зороастрийцы. Верования и обычаи"
Описание и краткое содержание "Зороастрийцы. Верования и обычаи" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание является популярным очерком одной из древнейших религий мира – зороастризма. Зороастризм был государственной религией трех великих иранских империй с VI в. до н. э. по VII в. н. э. и оказал большое влияние на христианство и ислам. В книге известной британской иранистки Мэри Бойс, автора многих монографий о зороастризме и манихействе, прослеживаются исторические судьбы зороастрийских общин в Иране и Индии от их возникновения вплоть до наших дней.
Расселение зороастрийцев
По разным причинам зороастрийцы чувствуют, что их общность в XX в. находится под особой угрозой. Парсы расселялись по всему миру, а связи между теми, кто остался в Бомбее и Гуджарате, и живущими за границей ослабли. Вследствие этого много браков заключается вне общины, что вместе с резко упавшей рождаемостью сводит на нет ее численность. Эти проблемы касаются и иранских зороастрийцев, и обе общины сталкиваются со все возрастающим отходом верующих от религии. Таким образом, статистика не учитывает, сколько верующих зороастрийцев проживает в мире, но в 1976 г. в общине насчитывалось более 129 тысяч человек, из них 82 тысячи проживали в Индии, 5 тысяч – в Пакистане и 500 человек – на Цейлоне (Шри Ланка), 25 тысяч – в Иране (из них около 19 тысяч – в Тегеране), 3 тысячи – в Великобритании, Канаде и США и 200 человек – в Австралии. Небольшие группы зороастрийцев были еще в Гонконге и Сингапуре, но старые колонии в Адене, Шанхае, Кантоне и в других местах зороастрийцам пришлось покинуть, иногда почти полностью потеряв все личное и общинное имущество. Однако Иран стал поощрять переселение парсов и предоставлял им иранское гражданство, так что некоторое количество верующих поселилось в Иране.
Разбросанные по всему миру, зороастрийцы сохранили свою энергию и предприимчивость, каждая местная община выдвигала своего старшину, который находил способы решения социальных, благотворительных и религиозных задач. Старые колонии в таких местах, как Лондон и Гонконг, имели зороастрийские ассоциации на протяжении многих десятилетий, а в новых они быстро создавались. В 70-е годы парсы организовали Федерацию зороастрийских анджоманов Индии, в 1975 г. в Торонто был созван I Северо-Американский симпозиум зороастрийцев. Налаженное воздушное сообщение позволило в 1960 г. созвать I Всемирный конгресс зороастрийцев в Тегеране с последующими конгрессами в Бомбее в 1964 и 1978 гг.
Эти конгрессы были призваны установить контакты между различными зороастрийскими группировками, а также обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес. II Северо-Американский симпозиум зороастрийцев состоялся в Чикаго в 1977 г. На этих конгрессах и симпозиумах обсуждались следующие основные проблемы: численность духовенства (его становилось все меньше и меньше, даже в Бомбее); роль обрядов и церемонии в религиозной жизни общины; методы изучения веры и обучения ей; воспитание детей в духе религии; принятое веры супругами и потомством в случае смешанных браков (с иноверцем-джуддином); возможность обращения в веру джуддинов; погребальные обряды. Перечисленные проблемы вызывают много споров, и почти всегда мнения расходятся – от крайне реформистских до строго традиционалистских (даже в самых новых местах обитания). Одно обстоятельство теперь поддерживает зороастрийцев и придает им силы – убеждение в том, что их община ныне не одинока в своих затруднениях (как в XIX в.). Прилив обмирщения сейчас угрожает и всем прочим религиям, какое бы большое число приверженцев они ни имели. Эти религии тоже должны сопротивляться, а потому верующим приходится по-новому истолковывать свои учения и пересматривать ритуалы.
Зороастрийцев отличает уверенность в своих силах, и в преодолении превратностей судьбы они могут рассчитывать на те качества, которые учение Зороастра на протяжении столетий воспитывало в своих приверженцах, – то есть мужество, надежду на будущее и готовность творить добро.
Словарь имен и терминов[83]
Авеста – собрание священных книг зороастризма на авестийском языке
агиари – у парсов святилище, храм огня
акабир – букв. «старейшины» (араб. мн.ч.), означает старейшину, старшину, руководителя общины
Амэша-Спэнта, Амахраспанд – букв. «Бессмертный Святой», название зороастрийского божества, вызванного к жизни Ахура-Маздой; употребляется чаще в отношении шести величайших из этих божеств
анджоман – ассамблея, собрание или местный совет зороастрийцев
аташ-зохр – приношение огню
атахш, аташ – огонь
Атахши-Адуран, Аташ-Адуран – букв. «Огонь огней», священный огонь второго ранга Атахши-Варахрам, Аташ-Бахрам – букв. «Победный огонь», «Огонь Варахрама (Бахрама)», священный огонь высшего ранга
Ахуна-Ваирйа, Ахунвар – самая священная молитва зороастрийцев, соответствующая «Отче наш» у христиан
Ахура – господин; родовое наименование одной из групп индоиранских божеств, враждебной даэва
Ахура-Мазда – верховное божество зороастризма (более поздние формы этого имени Ахурамазда, Ормазд)
аша – порядок, истина, справедливость (принцип, правящий всем миром)
ашаван – праведный, благочестивый
барашном – ритуальное омовение, часть обрядов очищения
барэсман, барсом – пучок прутьев, которые жрец держит в руке во время богослужения
бехдин – букв. «(исповедующий) благую веру», то есть зороастриец
Вахрам – см. Атахши-Варахрам
Видевдат, Вендидад – букв. «Закон против демонов», одна из книг Авесты, читаемая во время ночных богослужений
Висперед – «(Богослужение) всех глав», книга Авесты, читаемая главным образом во время празднования гахамбаров и в Ноуруз
габр, гаур – мусульманский термин, означающий, вероятно, «неверный» и применяемый в Иране по отношению к зороастрийцам
Гаты – гимны, сложенные Зороастром
гахамбар – один из шести священных дней, обязательное празднование которых было предписано общине Зороастром
гетиг – физический, материальный, осязаемый, телесный (в противоположность меног)
Дадгах – священный огонь третьего ранга
дастур – главный, верховный жрец
дахма – могила, позднее место для трупоположений, «башня молчания»
даэва, дэв – злое божество, отвергнутое Зороастром; позднее демон
джизйа – подушный налог, платившийся немусульманами
джуддин – иноверец, незороастриец
друг – ложь, зло, беспорядок (принцип, противоположный истине-аша)
зимми – люди писания, иноверцы, находящиеся под защитой мусульман
Зэнд – комментированный перевод Авесты на среднеперсидский язык
Йенхе-Хатам – короткая древняя молитва
кави, кэй – титул Виштаспы, царственного покровителя Зороастра, и других правителей из его династии
кусти – священный шнур, который зороастрийцы носят в качестве пояса
маг – латинская форма древнеперсидского слова магу – «жрец, священнослужитель»
меног – духовный, нематериальный (в противоположность гетиг)
мобад – главный жрец, в современном словоупотреблении жрец, более квалифицированный, чем эрбад
Ноуруз – букв. «Новый день», самый священный день зороастрийского религиозного календаря, седьмое обязательное празднество
Пазэнд – запись текстов на пехлеви авестийским алфавитом
пехлеви – язык позднейших зороастрийских сочинений, среднеперсидский
Саошйант – грядущий спаситель мира
спэнта – святой, полезный, растящий (эпитет, характеризующий благие творения)
Стаота-Йеснйа – центральная и старейшая часть Ясны
судра, сэдра – ритуальная рубашка белого цвета
урван – душа
фраваши, фравахр, фравард – дух, существовавший до этой жизни и остающийся после смерти человека, часто синоним души
фрашо-кэрэти, фрашегирд – окончание нынешнего состояния мира, Последний День (букв. «Чудо-делание»)
хаома, хом – священное растение, сок которого выжимается во время главного зороастрийского богослужения
хварэна – харизма, божественная благодать и божество, олицетворяющее ее
хваэтвадата, хвэдода – брак между кровными родственниками
храфстра – вредное существо, принадлежащее миру зла
Худинан пешобай – букв. «Глава исповедующих благую веру», титул главы общины зороастрийцев в период раннего ислама
эрбад, эрвад – обозначение зороастрийского жреца, менее квалифицированного, чем мобад
язата, язад – букв. «достойное почитания, поклонения», зороастрийское обозначение божеств, созданных Ахура-Маздой
Ясна – букв. «богослужение», главная зороастрийская религиозная служба
Ясна-Хаптанхаити – букв. «Ясна семи глав», часть Стаота-Йеснйа
Яшт – гимн отдельному божеству
Источники[84]
Арда-Вираз-Намаг – Arda Viraz Namag. Ed. and transl. by H. Jamasp Asa and M. Haug. Bombay and L., 1872.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зороастрийцы. Верования и обычаи"
Книги похожие на "Зороастрийцы. Верования и обычаи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мэри Бойс - Зороастрийцы. Верования и обычаи"
Отзывы читателей о книге "Зороастрийцы. Верования и обычаи", комментарии и мнения людей о произведении.