» » » » Владимир Гриценко - Современная дрессировка Попытка методологического анализа


Авторские права

Владимир Гриценко - Современная дрессировка Попытка методологического анализа

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Гриценко - Современная дрессировка Попытка методологического анализа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Домашние животные. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Современная дрессировка Попытка методологического анализа
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современная дрессировка Попытка методологического анализа"

Описание и краткое содержание "Современная дрессировка Попытка методологического анализа" читать бесплатно онлайн.



Владимир Васильевич Гриценко — кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке, эксперт РКФ.

Данная статья не претендует на исчерпывающий анализ методологии дрессировки.

Её цель — привлечь внимание к имеющимся проблемам, попытка стандартизировать подход и основные понятия дрессировки, предложить оценку имеющегося опыта с точки зрения современного состояния наук, изучающих поведение и научение.

Это скорее приглашение к разговору, чем постулирование истин.






Определяя взаимоотношения воспитания и дрессировки, Н.Д. Криволапчук пишет: «Главное отличие дрессировки от воспитания состоит именно в том, что дрессировочные программы более или менее универсальны (во всяком случае, в отношении общей дисциплины), тогда как воспитание отражает жизненные принципы и пожелания хозяина, а потому столь же уникально, как уникальна каждая семья, каждая пара людей, в каких бы отношениях они ни находились. Воспитание — это выработка полной системы взглядов на жизнь и жизненных правил, а не отдельные достижения…Дрессировкой можно сделать из овчарки гончую по кровавому следу или караульного пса в «зоне», можно фокса превратить из охотника в телохранителя. А воспитание специализировано по желательным и нежелательным свойствам характера, позволяющим превратить собаку в надежного спутника жизни, в понимающего и преданного друга…Процесс воспитания так же сложен, как и сама жизнь, ради которой мы, собственно, и идем на все эти труды и заботы. Тут Вам и правила приема приятных гостей, и защита от нежелательных и опасных посетителей (в присутствии хозяев и без них); правила милого общения с друзьями и умение не соваться, куда не следует; законы активности и законы безразличия… да мало ли, что еще! Воспитание без той или иной дрессировки невозможно. Дрессировка без воспитания бессмысленна».

Учитывая закономерности психофизиологического развития молодой собаки, Н.Д. Криволапчук вводит понятия «киндер-дрессировки» и «юниор-дрессировки», отличая их, как и другие авторы, по способам воздействия на собаку. Однако содержание предлагаемых понятий соответствует «воспитательной дрессировке», упомянутой выше и сводится к освоению («разучиванию смысла») «большинства важнейших дисциплинарных навыков».

Довольно оригинально трактует воспитание В. Варлаков (В. Варлаков «Несколько слов об обучении, дрессировке и воспитании» Zooбум, № 6, 1995), считая, что «у воспитания и дрессировки разные цели»: «Воспитание — это целенаправленный процесс формирования человеком у щенка вполне определенных норм поведения в семье, на улице, по отношению к окружающим его собакам, другим животным, людям и разнообразным условиям внешней среды, а также установление оптимальных взаимоотношений между членами семьи и взрослеющей собакой. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но при этом ведет себя весьма благородно, так как ей известны правила хорошего тона, и тем самым она не создает проблем своему хозяину и окружающим. На практике обучение, воспитание и дрессировку грамотный инструктор осуществляет практически одновременно, ставя лишь различные задачи перед собой и собакой».

Таким образом, приходится констатировать, что единого и четко определенного отношения к воспитанию не существует. Скорее всего, это вызвано сложностью и многогранностью процесса воспитания, что дает основания в конкретной позиции акцентировать внимание на той или иной его стороне.

Полностью исключить влияние антропоморфизма при анализе терминов, пришедших в науку о поведении животных из гуманитарной психологии, не представляется возможным, тем более по отношению к такому устоявшемуся термину, как воспитание. Поэтому мы воспользуемся самыми общими характеристиками гуманитарного воспитания, что сделает, кстати, более понятным содержание определяемого понятия, и адаптируем его по отношению к животным, живущим совместно с человеком, и конкретно к собаке. Почему необходимо искать аналогии с гуманитарным воспитанием? Еще и потому, что воспитание животного означает ассимиляцию его человеческим обществом, так сказать является процессом «очеловечивания» животного в социальном смысле этого слова. Поэтому воспитание скорее более человеческое понятие, чем биологическое, и, по сути, означает подготовку животного к жизни по законам человеческого общества. И потому, что человек при этом активно влияет на реализацию биологических законов.

Воспитание человека включает в себя психологические, социологические, физиологические и физические аспекты. В отличие от специального обучения, которое реализуется в профессиональной деятельности, воспитание проявляется в навыках социального поведения.

Воспитать, в самом общем понимании этого термина, (1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; (2) путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер; (3) привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», М., Русский язык, 1988). Быть воспитанным, значит уметь хорошо себя вести (в семье, на улице, в коллективе, по отношению к окружающему миру).

Если говорить о социальном аспекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:


1. Собака член семьи человека;

2. Собака член общества людей;

3. Собака член общества других животных;

4. Собака как партнер в паре: человек (хозяин) — собака;

5. Собака как биологическое существо в мире физической стимуляции;

6. Собака, выполняющая специальную функцию (собака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон; собака-охотник и т. д.).


Собака должна себя вести адекватно с членами семьи и по отношению к прохожим на улице и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, также как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной на нее работы, собака должна также адекватно реагировать и на небиологические факторы окружающей среды. Правда это уже реализация психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотрения. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей воспитания является адекватная социализация собаки.

Под социализацией понимают «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» («Краткий психологический словарь» Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону. Феникс, 1998). А проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распознанию и запоминанию возможных социальных партнеров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие социализации, неполная или неправильная социализация приводит к развитию настороженности по отношению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению трудностей в управлении собакой, ее дрессировке и использованию. Иногда, напротив, развивается повышенная агрессивность.

Как и человек, собака относится к незрелорождающимся видам. Процесс дозревания нервной системы — окончательное ее морфологическое и физиологическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза. Дозревание нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала природа, предполагая некий оптимальный уровень взаимодействия молодого организма с окружающей средой. Если этот уровень искажается, например, организм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушается. Так было показано, что в условиях сенсорной изоляции мозг атрофируется, и, наоборот, развивается выше средних возможностей при гиперстимулировании шумом, запахами, вкусовыми и зрительными раздражителями, аффективными воздействиями и т. п. Всем известен «синдром питомника», а в настоящем времени приходится говорить о появлении «синдрома квартиры».

Ранняя сенсорная депривация, которая может проявляться в условиях ограниченного содержания (в питомнике, в квартире, на участке коттеджа), однообразных факторов внешней среды, пониженной двигательной активности, невысоком уровне социальных контактов (в той или иной степени выраженная социальная изоляция), вызывает часто не компенсируемые в дальнейшем недостатки поведения.

Ранняя сенсорная деривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям:

— морфологическим изменениям центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);

— торможению формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;

— сохранению «рефлекса настороженности»;

— замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современная дрессировка Попытка методологического анализа"

Книги похожие на "Современная дрессировка Попытка методологического анализа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Гриценко

Владимир Гриценко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Гриценко - Современная дрессировка Попытка методологического анализа"

Отзывы читателей о книге "Современная дрессировка Попытка методологического анализа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.