А Орлов - Тайны корейской войны
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны корейской войны"
Описание и краткое содержание "Тайны корейской войны" читать бесплатно онлайн.
Крупные группы МиГов (30-60 самолетов) использовались авиачастями, выделенными для действий по тактической авиации (F-84, F-80, типа "Метеор", В-26, палубные штурмовики). Тактика МиГ-15 при борьбе с ударными самолетами противника сводилась к тому, чтобы с высот около 13 тысяч метров (выше уровня демаскирующего инверсионного следа) стремительно атаковать противника и, поразив, на малой высоте уйти на свою базу. Принимаемая МиГами тактика сильно затрудняла "Сейбрам" борьбу с советскими истребителями. Для более раннего предупреждения о появлении МиГов над северокорейской территорией американцы установили РЛС на острове Чхо-до в Желтом море и широко пользовались ею65.
Стратегические бомбардировщики В-29, несмотря на то что они полностью переключились на действия в темное время суток, столкнулись с новыми для них средствами противодействия - советской наземной системой ПВО. Мощные прожектора слепили экипажи, в их световом поле МиГи, приспособленные для полетов ночью, атаковали, хотя и малыми силами, тихоходные громоздкие машины; зенитная артиллерия, оснащенная станциями орудийной наводки, вела прицельный огонь. ПВО рассредоточивались по известной командованию 64-го корпуса дуге станций "Шоран". Это приводило к тому, что "суперфорты" встречали противодействие средств ПВО
задолго до подхода к объекту. Выполнять задачу в такой обстановке было нелегко, и результаты бомбовых ударов были далеко не всегда эффективны. Поэтому для нанесения ударов по объектам американцы выбирали наиболее сложные метеоусловия.
Характерным примером в этом роде может служить налет 4 В-29 на железнодорожный мост у горы Квоксан 10 июня 1952 г. "Суперфорты", следовавшие по дуге "Шоран", внезапно были освещены 24 прожекторами. В световом поле появились 12 МиГов - два В-29 были уничтожены; третий, получив тяжелые повреждения, совершил вынужденную посадку; четвертый, применив радиоэлектронные помехи, смог уйти от атак истребителей66.
Но боевое счастье переменчиво. 23 июня, воспользовавшись низкой облачностью и грозовым фронтом в районе Аньдуна, 124 тактических истребителя F-80 и F-84, 35 палубных штурмовиков под прикрытием 84 F-86 и 35 морских истребителей F-9-F в течение часа (с 16 до 17 час.) нанесли мощный бомбо-штурмовой удар по одному из важнейших объектов, прикрываемого 64-м корпусом, - Супхун-ГЭС, расположенной в 60 километрах севернее Аньдуна. Удар был, по существу, безнаказанным. 44 зенитных (85-мм и 37-мм) орудия смогли подбить только два самолета. Авиация 64-го корпуса не действовала: над аньдунским аэродромом и южнее находился эпицентр грозового фронта, исключавший взлет самолетов67.
Но такой налет на Супхун-ГЭС был все-таки исключением, а не правилом. Как признавали американцы, установить превосходство в воздухе в "аллее МиГов" на сколько-нибудь продолжительный срок им не удавалось. "Сейбры" появлялись в этой зоне только в случае необходимости прикрыть нападающую авиацию. Объекты основных ударов, как правило, выбирались за пределами зоны действий 64-го корпуса. Командование ВВС США на Дальнем Востоке отмечало увеличение группировки истребительной реактивной авиации в Маньчжурии (это происходило, главным образом, за счет частей ОВА.- Авт.), качественное совершенствование системы управления и оповещения, появление новых РЛС: осенью 1952 года насчитывалось 25 РЛС раннего обнаружения и 11 станций наведения. Наведение с земли позволяло МиГам выходить в зону нахождения "Сейбров" в радиусе до 120-130 километров от Аньдуна68.
Конечно, по американским меркам наземное оборудование советской истребительной авиации в Корее не отвечало стандартам, принятым в ВВС США, но оно свидетельствовало о том, что, и уступая во многих аспектах американцам (условия быта, устаревшее оборудование и т.п.), летчики 64-го корпуса представляли собой грозную силу для врага. "Но, - отмечали американские наблюдатели, - они использовали свою воздушную мощь только для самоотверженной защиты Северной Кореи и Маньчжурии и никогда для ударов по наземным объектам врага"69. Американские пилоты с уважением отзывались о советских летчиках, многие из которых показывали высокое пилотное мастерство и профессионализм в ведении воздушного боя. Полковник Джон Митчелл, ставший в июне 1952 г. командиром 51-го авиакрыла F-86Е, говорил: "Мы делим пилотов МиГ-15 на две категории - "хончо", т.е. профессионалы высокого класса, и "учеников"... При встрече с "хончо" мы знаем, что надо приложить все свое искусство и мобилизовать все возможности техники, чтобы успешно справляться с такой птицей"70. Кстати говоря, американские летчики при встрече с МиГами часто отмечали отнюдь не восточно-азиатскую внешность пилота.
МиГ-15, с его первоклассными по тому времени летно-техническими данными, вынуждал командование ВВС США на Дальнем Востоке неоднократно обращаться к своим начальникам с требованием усовершенствовать F-86, сделать его адекватным, а то и превосходящим МиГ-15 самолетом. В США упорно работали над этой проблемой. В результате уже в июне 1952 года на вооружение 51-го авиаполка, а в сентябре - 4-го авиакрыла поступил новый истребитель F-86F. Он отличался от своего предшественника F-86Е повышенной тягой двигателя (2360 кг), усовершенствованной конструкцией крыла, улучшенными техническими характеристиками. Максимальная скорость возросла до 1200 км/ч, практический потолок до 15-17 тысяч метров, увеличилась маневренность, скорость в горизонтальном полете, скороподъемность71. В 1952 году F-86F получили две эскадрильи (в 4-м и 51-м крыле).
Активность МиГов, которая, как уже указывалось, была невысокой в первой половине 1952 года, возросла в августе, это объяснялось тем, что все больше вводилось в строй частей и соединений ОВА. Это не осталось незамеченным противником: американцы отмечали большое количество неопытных пилотов, появившихся в небе Северной Кореи. Однако к концу года положение начало меняться. Летчики американских ВВС докладывали после выполнения заданий, что действия МиГов отличаются слаженностью, хорошим взаимодействием между парами и звеньями. Во многих случаях экипажам "Сейбров" приходилось тратить много времени на маневр в воздушном бою, чтобы занять выгодную позицию. В результате исчерпывался лимит времени и надо было уходить на базу, не поразив противника72.
Экипажи 64-го корпуса и ОВА чаще стали применять нешаблонные тактические приемы, связывали американцев воздушным боем и вынуждали их поспешно отходить в сторону моря и над морем катапультироваться, поскольку уже не оставалось топлива.
Боевое мастерство пилотов МиГов особенно возросло с началом 1953 года. Они использовали профессионально весь диапазон высот в воздушных боях и смело ввязывались в воздушную схватку, даже когда могли ее избежать, будучи в меньшинстве73. Вылетавшие на "свободную охоту" МиГ-15 имели фюзеляжи, окрашенные снизу в голубой, а сверху в золотистый цвета. Набрав высоту 13-14 тысяч метров, где их не выдавал инверсионный след, они становились незаметными и сверху внезапно атаковали воздушного противника.
Но и американцы не стояли на месте. Многие из них овладели новой машиной - F-86F и показывали высокое искусство ведения воздушного боя. Росло число асов, а им считался каждый сбивший 5 и более самолетов ОВА или 64-го корпуса. Появилась и новая тактика "заслона" при прикрытии самолетов тактической авиации. "Сейбры" образовывали "поезд", который состоял из 6 звеньев: каждое звено (из 4 самолетов) шло за предыдущим на расстоянии 2 километров. Такой боевой порядок давал возможность вступления в бой с противником большинству истребителей "поезда" и снижал опасность для звена подвергнуться атаке МиГа в отрыве от своих самолетов. В то же время он позволял звену сохранять маневренность и свободу действий для атаки74. Как отмечал командовавший до мая 1953 года 5-й воздушной армией США генерал Г. Баркус, американские ВВС имели "безусловное господство в воздухе над Северной Кореей между линией фронта и р. Чхончхон и превосходство между реками Чхончхон и Ялу"75.
Действительно, эффективность советских истребителей в 1952 году по сравнению с 1951 годом понизилась. Это объяснялось рядом причин. "Суперфорты" совершали налеты только ночью, когда МиГ-15 не могли оказать им массированного противодействия. Воздушные бои шли преимущественно днем и большей частью с F-86E и F-86F, примерно равных по качеству МиГам. Много времени и сил отнимало обучение пилотов ОВА и прикрытие их в ходе выполнения боевых заданий.
В 1953 году обстановка еще более усложнилась. На самолеты F-86F перевооружались еще два крыла: 18-е и 81-е. "Сейбры" этих крыльев использовались как тактические истребители для поражения наземных целей, но могли эффективно вести и воздушный бой. Одновременно американское командование активизировало действия стратегических и тактических бомбардировщиков ночью в районах, где днем они могли встретить сильное противодействие. К тому же преобладание сложных метеоусловий зимой 53-го исключало использование частей ОВА из-за недостаточной летно-боевой квалификации. Это компенсировалось интенсивностью полетов соединений 64-го корпуса. Поэтому напряжение боевых действий корпуса вплоть до заключения перемирия 27 июля 1953 года было очень высоким. Среднемесячное количество боевых вылетов в 1953 году по сравнению с предыдущим годом возросло на 33%76.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны корейской войны"
Книги похожие на "Тайны корейской войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Орлов - Тайны корейской войны"
Отзывы читателей о книге "Тайны корейской войны", комментарии и мнения людей о произведении.