» » » » Т.В. Анисимова - Современная деловая риторика: Учебное пособие


Авторские права

Т.В. Анисимова - Современная деловая риторика: Учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Т.В. Анисимова - Современная деловая риторика: Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Т.В. Анисимова - Современная деловая риторика: Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Современная деловая риторика: Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-89502-304-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современная деловая риторика: Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Современная деловая риторика: Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие включает систематическое изложение учебного материала по курсу деловой риторики и имеет практическую направленность на обучение студентов ораторской деятельности. Включает оригинальные разработки авторов, не встречающиеся в другой литературе (см.: разделы “Топосы”, “Взаимодействие текстов” "Риторические жанры" и др.) Настоящее пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент» и «Юриспруденция», однако им могут пользоваться и студенты других гуманитарных специальностей, а также школьники старших классов.

Т.В. Анисимовой написаны разделы “Введение”, “Замысел”, “Аргументация” и “Ораторские типы”. Е.Г. Гимпельсон написаны разделы “Расположение”, “Выражение”, “Произнесение”. Т.В. Анисимовой и Е.Г. Гимпельсон — “Риторические жанры”.






§ 64. В трудах по риторике можно найти более или менее пространные описания того, что помогает оратору удерживать внимание слушателей. Так, Н.Н. Кохтев [45] относит к этим приемам ввод в текст дополнительной информации, эмоциональную разрядку, скрытую форму диалога, способную вызвать сопереживание аудитории (интеллектуальное и эмоциональное), и т. д. По П. Соперу [98], управлять вниманием — значит управлять эмоциями, т. е. вводить в речь по мере необходимости соответствующий пример, образ, описание, которые в информационной речи будут создавать ощущение поступательного движения — будить любознательность, а в агитационной — сочетать психологические доводы с логическими и этим обеспечивать формирование соответствующей мотивировки, желание целеустремленно мыслить и действовать. В.В. Одинцов [77] добавлял к этим средствам дискретный метод изложения, усиление динамизма повествования за счет пропуска отдельных фрагментов, контрастный и проблемный методы изложения и т. д. Однако эти последние способы можно предложить только очень опытным ораторам, прекрасно владеющим информацией и аудиторией, причем только для серьезных объемных жанров: лекции, доклада, программной речи и т. п.

Обобщая высказанные мысли, можно попытаться распределить средства управления вниманием на группы.

К содержательным можно отнести иллюстрации, истории, образы, сравнения, цитаты, дополнительную информацию; замечания оценочного характера, затрагивающие систему ценностей или интересы слушателей.

К языковым — средства, обращенные к рациональной сфере: термины, научную лексику; и к эмоциональной: изобразительность, словесную наглядность, ассоциативность, экспрессивность, яркость, связанные с использованием соответствующей лексики, тропов, фигур.

К структурным — апеллятивные и риторические вопросы, обращения к аудитории, неожиданные перерывы для дополнительной информации с последующим возвратом к недоговоренному, инверсию структурных частей, чередование элементов рацио ("холодные тона", "идея") и эмоцио ("горячие тона", "образ"); повторения, пропуск звена в предложении, контрасты, сопоставление, скрытую форму диалога — "мышление вслух" — цепь вопросов и ответов, создание проблемных ситуаций.

К наглядным (являющимся одновременно элементом и содержания, и структуры) — таблицы, диаграммы, репродукции, схемы, реальные предметы, кинофильмы, видеофильмы и т. п.

Перечисленные средства управления вниманием можно назвать внутренними, т. к. они затрагивают текст речи сущностно, т. е. являются элементами содержания или языкового выражения, влияют на структуру. Но текст речи предназначен для устного произнесения, которое связано с использованием средств внешнего плана — паралингвистических, вербальных (интонационное разнообразие, паузы, сила и тембр голоса) и кинетических (мимика, поза, жесты). Эти внешние средства прямого отношения к расположению не имеют, но имеют отношение к управлению вниманием, а значит, предопределяют некоторым образом воздействующую силу речи.

Выбор того или иного средства управления вниманием зависит от характера аудитории, ситуации, жанра речи. Так, если аудитория характеризуется как интеллектуальная, а речь продолжительная (доклад, речь в прениях), больше подойдет проблемный метод изложения; в женской или молодежной аудитории можно использовать шутки; в академической лекции лучше привлекать внимание наглядными средствами; в низкоинтеллектуальной аудитории — с помощью большого количества примеров, ярких описаний, повторов.

Таким образом, в задачи расположения входит размещение средств управления вниманием в пространстве и времени речи в соответствии с законами восприятия, то есть там, где это необходимо и уместно.

С древности существует мнение, что речью связываются все человеческие дела, так как всякое дело требует смысловой организации, и если речь выстроена неверно или неоптимально, то разлаживается и само дело. Расположение, работа над композицией помогает нам выстроить речь оптимально. Помогает привести в порядок содержание конкретного выступления. Помогает привести в порядок наши рассуждения и высказывания по любому вопросу, т. е. мыслительный процесс вообще. Помогает привести в порядок, организовать надлежащим образом общение, диалог в любой ситуации, т. е. нравственное чувство. А это очень важно.

Задания

Задание № 39. Выберите интересную для вас тему агитационной речи. Изобретите содержание этой речи. На основе тезисного плана речи разработайте несколько вариантов композиции речи, предназначенных для разных типов аудитории. Объясняйте каждый раз, почему вы изменяете композицию именно таким образом.

Задание № 40. Проанализируйте композицию нескольких речей из других разделов учебника (на ваш выбор). Выделите все микротемы, определите, по какому принципу они построены и почему так.

Задание № 41. Определите тип вступления.

1. Вчера на заседании редакционной комиссии разгорелся большой спор. Собственно говоря, именно после этого заседания у меня и появилось желание сказать здесь несколько слов. (Г.С. Жуков)

2. Товарищи депутаты! К нам в эти дни поступают звонки и письма от наших избирателей. Они, провожая нас сюда, ждали от нас многого: чтобы мы рассмотрели те вопросы, которые их волнуют. Поэтому они просили получить ответы на три вопроса. (И.Н. Шундеев)

3. Уважаемые депутаты! Мне хотелось вначале вспомнить одну старинную притчу о том, как одного руководителя на посту меняет другой. Старый руководитель оставляет молодому три конверта и говорит: когда будет трудно, открывай поочередно пронумерованные конверты. Открыл в трудное время новый руководитель первый конверт, написано: "Обещай все". Он обещает. Положение не меняется. Открывает второй конверт, читает: "Ругай меня, предшественника". Ругает. Ситуация не меняется. Открывает третий конверт, а там написано: "Готовь три конверта". Мне не хотелось бы, чтобы сказанное относилось только к правительству. Это в равной степени относится и к нам с вами, потому что мы уже и обещали, и ругали, и действительно подвели страну к черте, когда пора “готовить три конверта”. Но вместо трех конвертов я предлагаю внимательно посмотреть три программы, которые у нас есть. (В.И. Жигулин)

4. Высокий Съезд! Я хочу доказать Борису Николаевичу, коллегам-депутатам и иностранным гостям Съезда, что нынешнее правительство не рыночное, его реформы бюрократические, от которых вместо модернизации национальная экономика все глубже погружается в хаос. Тупиковая ситуация создается и для честных бизнесменов Запада. (Г.В. Саенко)

5. Уважаемые народные депутаты! Каждый раз, когда заходит речь о принятии какого-либо нового закона, я вспоминаю выдающегося русского поэта второй половины XIX века А.Н. Апухтина, который в своей поэме “Сумасшедший” словами главного героя говорил: "Я день и ночь пишу законы для счастья подданных и очень устаю." Действительно, мы тоже очень устаем и приняли за год работы уже свыше 70 законов. Но стала ли жизнь "наших подданных" лучше? Пока что по полкам наших магазинов незаметно. И вот очередной закон — о президентстве. (С.Н. Быстров)

6. Друзья! Мне хотелось бы начать этот разговор размышлениями о слове, то есть о том оружии всечеловеческого общения, которое вручается людям природою безвозмездно и на вечное пользование на втором уже году их земного пребывания… (Михаил Алексеев)

7. Товарищи! Сегодня мы празднуем вторую годовщину со дня открытия Вешенского театра колхозной казачьей молодежи. Вы помните, как обстояло дело с искусством в этих глухих, далеких от больших культурных центров станиц и хуторах. Иногда приезжали захудалые труппы, наскоро собранные каким-нибудь предприимчивым, ловким антрепренером. Эти люди заботились о том, чтобы подработать побольше денег, они не имели никакого отношения к искусству, они занимались жалкой имитацией искусства. Случалось, появлялись какие-нибудь бродячие музыканты, слушать было страшно, — эта музыка, как говорят местные жители, за ожерелок брала. Много, очень много жителей вообще не знало, что такое театр, никогда в жизни не видело театра… (М.А. Шолохов)

8. Товарищи! С чувством робости вступил я на эту трибуну. С робостью потому, что стоит за моими плечами невеселая слава автора многотомных и, к моему сожалению, неоконченных романов. Вот я и подумал, как только председательствующий огласит мою фамилию, вы скажете: "Эге, да это тот самый Шолохов, который длинно пишет и не кончает. Пожалуй, он и говорить будет так же длинно, пока ему председательствующий не напомнит о регламенте". А сказав так, вы потихоньку начнете вставать и уходить. Так вот, пока вы не успели покинуть ваши места, спешу предупредить, что говорить буду коротко и обязательно кончу до звонка. А если и эта моя короткая речь вам покажется длинной, вы только немного пошевелитесь, и я стремительно пойду на закругление… (М.А. Шолохов)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современная деловая риторика: Учебное пособие"

Книги похожие на "Современная деловая риторика: Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Т.В. Анисимова

Т.В. Анисимова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Т.В. Анисимова - Современная деловая риторика: Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Современная деловая риторика: Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.